Художник Н.Д.Дмитриев-Оренбургский (1837–1898) собирал коллекцию предметов народного искусства, главным образом, как материал для своих живописных работ. 253 произведения были приобретены в 1913 году в музей Школы народного искусства ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны . Впоследствии вместе с собранием Петербургского кустарного музея в 1937–1938 годах они поступили в Отдел народного искусства ГРМ. Только в 2005–2007 годах с помощью архивных документов удалось идентифицировать значительную часть коллекции и восстановить имя художника как собирателя произведений народного искусства. Большую часть собрания составляют вышивки из разных районов России. Среди них есть уникальные произведения, находящиеся в постоянной экспозиции народного искусства Русского музея. И. Я. Богуславская. Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 133.
Уникальный столешник (скатерть) типичен для искусства XVII века. Его длинное узкое полотнище расшито орнаментом, выделяющим широкое поле середины и кайму, отороченную со всех сторон плетеным кружевным краем. В семи фигурных медальонах помещены изображения птиц сиринов, крупного цветка под короной, а вокруг них среди завитков растений — порхающие и клюющие ягоды птицы, длиннохвостые павы, лебеди, сирины, плывущие рыбы. Черты времени в этом произведении проявляются в пышном узорочье, плотно заполняющем все поле ткани; в мотивах орнамента, где главенствуют образы, типичные для Древней Руси; в динамичном характере линейного рисунка, передающего барочные формы XVII века; в виртуозном мастерстве исполнения. Столешник вышит приемами золотного шитья, пришедшими в народное искусство вместе с другими традициями древнерусской культуры. Их геометрическое строение, мелкозернистая структура и поразительное разнообразие рисунка придают белому шитью по белому тонкому полотну рельефную фактуру и богатую светотеневую игру.
A unique tablecloth is typical for the art of the 17th century. Its long narrow cloth is embroidered with an ornament that reveals a wide centre and a border trimmed from all sides by a woven lace edge. There are images of Sirin birds in seven figured medallions; and a large flower is under the crown. Among the curls of plants, birds fluttering and pecking berries, long-tailed peahen birds, swans, Sirins and swimming fish are depicted. The features of time in this work are manifested in a lush pattern that densely covers the whole field of cloth; in the motifs of the ornament, where dominate the images typical for Ancient Rus; in the dynamic character of the linear drawing, conveying baroque forms of the 17th century; in excellent skill of creation. The tablecloth is embroidered by gold sewing techniques, which came into folk art along with other culture traditions of Ancient Rus. Their geometric fine-grained structure and striking variety of the pattern give the white sewing on a white thin canvas a thick texture and a rich light-and-shadow game.