Великий Устюг (Северная чернь)

Браслет


М. П. Чирков. Великий Устюг, Вологодская губерния

Начало XX века

Серебро, золочение, гравировка, чернение. 1,6 х 22. Общий вес: 32,40 г серебро 875°: л.в. 32,40 гр.


Михаил Чирков, бывший внуком самого одаренного мастера второй половины XIX века Михаила Кошкова, к началу XX века оставался единственным работающим мастером в городе. Чирков знал секрет приготовления черни и был хорошим гравером. На своих изделиях он упоминал имя прославленного деда. «Преемникъ Кошкова М. Ч.» — такое клеймо можно прочесть на браслете его работы. На узкой гладкой полоске серебра передана панорама Великого Устюга. Строения городской набережной исполнены миниатюрным контурным рисунком.

В 1920-е годы в стране началось постепенное возрождение традиционных центров народного ремесла. В 1929 году в Великом Устюге была организована «Экспортная мастерская», вскоре переименованная в артель «Северная чернь», работу в ней возглавил М. П. Чирков.

Великий Устюг (Северная чернь)

Чернение по серебру (Искусство черни) — своеобразная гравюра на серебре. Это мастерство сохранилось со времен Древней Руси. На поверхность серебряного предмета специальным инструментом наносится рисунок, затем его заполняют черневой массой. В состав черневого порошка входят серебро, медь (или олово), свинец и сера. Изделие обжигают, черневой порошок расплавляется, прочно соединяясь с поверхностью предмета. Лишнюю чернь счищают пемзой, изделие шлифуют и местами золотят. От способа приготовления порошка и пропорций его составных частей зависела прочность сцепления черни с серебряной поверхностью предмета и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличалась богатой гаммой цвета — от пепельно-серого до густо-черного — и особой прочностью. Особенность черневых произведений Великого Устюга составляет канфаренный фон (серебро прочеканивается канфарником — стальным прутиком с острым концом в виде шила, что придает поверхности предмета зернистую фактуру).

В период своего расцвета (XVIII — первые десяти¬летия XIX века) на крышках коробочек и табакерок в обрамлениях растительного орнамента помещались галантные сцены нарядных дам и кавалеров, поездки в каретах, сцены охоты, изображения пейзажей, птиц и зверей. На рубеже XVIII и XIX веков излюбленными темами стали виды Петербурга, панорамы Вологды и Великого Устюга. Во второй половине XIX века производство северных черневых изделий стало сокращаться и приходить в упадок.

В 1929 году в Великом Устюге была организована „Экспортная мастерская“,  реорганизованная в 1933 году в артель „Северная чернь“. Ее первым художественным руководителем стал М. П. Чирков. В XX веке „Северная чернь“ — всемирно известный народный художественный промысел. Расширился и обновился круг предметов, украшенных чернью. Среди них изделия разных форм, размеров и назначения: от ювелирных запонок и перстней до столовых приборов и сервизов. Многие годы художественным руководителем промысла был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, создатель орнаментального направления в северной черни. В наше время одним из ведущих мастеров промысла является ученица Е. П. Шильниковского, заслуженный художник РСФСР Е. Ф. Тропина. Коллектив предприятия „Северная чернь“ и сегодня стремится сохранить и возродить лучшие традиции уникального народного промысла. (Богуславская И. Я. Северные сокровища: (О нар. искусстве Севера и его мастерах).— Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. С. 38-42)

Великий Устюг (Северная чернь)

Браслет


М. П. Чирков. Великий Устюг, Вологодская губерния

Начало XX века

Silver, gilding, engraving, .


Михаил Чирков, бывший внуком самого одаренного мастера второй половины XIX века Михаила Кошкова, к началу XX века оставался единственным работающим мастером в городе. Чирков знал секрет приготовления черни и был хорошим гравером. На своих изделиях он упоминал имя прославленного деда. «Преемникъ Кошкова М. Ч.» — такое клеймо можно прочесть на браслете его работы. На узкой гладкой полоске серебра передана панорама Великого Устюга. Строения городской набережной исполнены миниатюрным контурным рисунком.

В 1920-е годы в стране началось постепенное возрождение традиционных центров народного ремесла. В 1929 году в Великом Устюге была организована «Экспортная мастерская», вскоре переименованная в артель «Северная чернь», работу в ней возглавил М. П. Чирков.

Великий Устюг (Северная чернь)

Чернение по серебру (Искусство черни) — своеобразная гравюра на серебре. Это мастерство сохранилось со времен Древней Руси. На поверхность серебряного предмета специальным инструментом наносится рисунок, затем его заполняют черневой массой. В состав черневого порошка входят серебро, медь (или олово), свинец и сера. Изделие обжигают, черневой порошок расплавляется, прочно соединяясь с поверхностью предмета. Лишнюю чернь счищают пемзой, изделие шлифуют и местами золотят. От способа приготовления порошка и пропорций его составных частей зависела прочность сцепления черни с серебряной поверхностью предмета и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличалась богатой гаммой цвета — от пепельно-серого до густо-черного — и особой прочностью. Особенность черневых произведений Великого Устюга составляет канфаренный фон (серебро прочеканивается канфарником — стальным прутиком с острым концом в виде шила, что придает поверхности предмета зернистую фактуру).

В период своего расцвета (XVIII — первые десяти¬летия XIX века) на крышках коробочек и табакерок в обрамлениях растительного орнамента помещались галантные сцены нарядных дам и кавалеров, поездки в каретах, сцены охоты, изображения пейзажей, птиц и зверей. На рубеже XVIII и XIX веков излюбленными темами стали виды Петербурга, панорамы Вологды и Великого Устюга. Во второй половине XIX века производство северных черневых изделий стало сокращаться и приходить в упадок.

В 1929 году в Великом Устюге была организована „Экспортная мастерская“,  реорганизованная в 1933 году в артель „Северная чернь“. Ее первым художественным руководителем стал М. П. Чирков. В XX веке „Северная чернь“ — всемирно известный народный художественный промысел. Расширился и обновился круг предметов, украшенных чернью. Среди них изделия разных форм, размеров и назначения: от ювелирных запонок и перстней до столовых приборов и сервизов. Многие годы художественным руководителем промысла был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, создатель орнаментального направления в северной черни. В наше время одним из ведущих мастеров промысла является ученица Е. П. Шильниковского, заслуженный художник РСФСР Е. Ф. Тропина. Коллектив предприятия „Северная чернь“ и сегодня стремится сохранить и возродить лучшие традиции уникального народного промысла. (Богуславская И. Я. Северные сокровища: (О нар. искусстве Севера и его мастерах).— Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. С. 38-42)


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library