В конце XVIII века на изделиях Устюга появились планы и виды городов, карты губерний, сцены военных сражений. Новая тематика была связана с широким развитием градостроения, географическими изысканиями на территории страны, успешными военными походами русской армии.
Одним из ранних произведений на эту тему является круглая табакерка с изображением карты Вологодского наместничества (административно-территориальная единица в России в конце XVIII — начале XX веков).
На круглой плоской крышке в обрамлении крупной черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта. На серебряном фоне чернью тщательно прорисованы реки, проставлены их названия, города обозначены миниатюрным контуром строений, церквей и крепостных башен. Заглавными буквами отмечены на карте участки границ с соседними землями, перечень которых указан на оборотной стороне табакерки. Там же содержатся интересные подробные данные о Вологодской губернии: число городов, деревень, количество и состав населения и т. д. На боковых стенках размещены гербы уездов. Географические сведения, цифровые данные составляют художественное оформление вещи. Простота формы табакерки, строгая логичность орнаментации отвечали требованиям времени — суровому рациональному стилю классицизма.
Чернение по серебру (Искусство черни) — своеобразная гравюра на серебре. Это мастерство сохранилось со времен Древней Руси. На поверхность серебряного предмета специальным инструментом наносится рисунок, затем его заполняют черневой массой. В состав черневого порошка входят серебро, медь (или олово), свинец и сера. Изделие обжигают, черневой порошок расплавляется, прочно соединяясь с поверхностью предмета. Лишнюю чернь счищают пемзой, изделие шлифуют и местами золотят. От способа приготовления порошка и пропорций его составных частей зависела прочность сцепления черни с серебряной поверхностью предмета и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличалась богатой гаммой цвета — от пепельно-серого до густо-черного — и особой прочностью. Особенность черневых произведений Великого Устюга составляет канфаренный фон (серебро прочеканивается канфарником — стальным прутиком с острым концом в виде шила, что придает поверхности предмета зернистую фактуру).
В период своего расцвета (XVIII — первые десяти¬летия XIX века) на крышках коробочек и табакерок в обрамлениях растительного орнамента помещались галантные сцены нарядных дам и кавалеров, поездки в каретах, сцены охоты, изображения пейзажей, птиц и зверей. На рубеже XVIII и XIX веков излюбленными темами стали виды Петербурга, панорамы Вологды и Великого Устюга. Во второй половине XIX века производство северных черневых изделий стало сокращаться и приходить в упадок.
В 1929 году в Великом Устюге была организована „Экспортная мастерская“, реорганизованная в 1933 году в артель „Северная чернь“. Ее первым художественным руководителем стал М. П. Чирков. В XX веке „Северная чернь“ — всемирно известный народный художественный промысел. Расширился и обновился круг предметов, украшенных чернью. Среди них изделия разных форм, размеров и назначения: от ювелирных запонок и перстней до столовых приборов и сервизов. Многие годы художественным руководителем промысла был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, создатель орнаментального направления в северной черни. В наше время одним из ведущих мастеров промысла является ученица Е. П. Шильниковского, заслуженный художник РСФСР Е. Ф. Тропина. Коллектив предприятия „Северная чернь“ и сегодня стремится сохранить и возродить лучшие традиции уникального народного промысла. (Богуславская И. Я. Северные сокровища: (О нар. искусстве Севера и его мастерах).— Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. С. 38-42)
В конце XVIII века на изделиях Устюга появились планы и виды городов, карты губерний, сцены военных сражений. Новая тематика была связана с широким развитием градостроения, географическими изысканиями на территории страны, успешными военными походами русской армии.
Одним из ранних произведений на эту тему является круглая табакерка с изображением карты Вологодского наместничества (административно-территориальная единица в России в конце XVIII — начале XX веков).
На круглой плоской крышке в обрамлении крупной черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта. На серебряном фоне чернью тщательно прорисованы реки, проставлены их названия, города обозначены миниатюрным контуром строений, церквей и крепостных башен. Заглавными буквами отмечены на карте участки границ с соседними землями, перечень которых указан на оборотной стороне табакерки. Там же содержатся интересные подробные данные о Вологодской губернии: число городов, деревень, количество и состав населения и т. д. На боковых стенках размещены гербы уездов. Географические сведения, цифровые данные составляют художественное оформление вещи. Простота формы табакерки, строгая логичность орнаментации отвечали требованиям времени — суровому рациональному стилю классицизма.
Чернение по серебру (Искусство черни) — своеобразная гравюра на серебре. Это мастерство сохранилось со времен Древней Руси. На поверхность серебряного предмета специальным инструментом наносится рисунок, затем его заполняют черневой массой. В состав черневого порошка входят серебро, медь (или олово), свинец и сера. Изделие обжигают, черневой порошок расплавляется, прочно соединяясь с поверхностью предмета. Лишнюю чернь счищают пемзой, изделие шлифуют и местами золотят. От способа приготовления порошка и пропорций его составных частей зависела прочность сцепления черни с серебряной поверхностью предмета и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличалась богатой гаммой цвета — от пепельно-серого до густо-черного — и особой прочностью. Особенность черневых произведений Великого Устюга составляет канфаренный фон (серебро прочеканивается канфарником — стальным прутиком с острым концом в виде шила, что придает поверхности предмета зернистую фактуру).
В период своего расцвета (XVIII — первые десяти¬летия XIX века) на крышках коробочек и табакерок в обрамлениях растительного орнамента помещались галантные сцены нарядных дам и кавалеров, поездки в каретах, сцены охоты, изображения пейзажей, птиц и зверей. На рубеже XVIII и XIX веков излюбленными темами стали виды Петербурга, панорамы Вологды и Великого Устюга. Во второй половине XIX века производство северных черневых изделий стало сокращаться и приходить в упадок.
В 1929 году в Великом Устюге была организована „Экспортная мастерская“, реорганизованная в 1933 году в артель „Северная чернь“. Ее первым художественным руководителем стал М. П. Чирков. В XX веке „Северная чернь“ — всемирно известный народный художественный промысел. Расширился и обновился круг предметов, украшенных чернью. Среди них изделия разных форм, размеров и назначения: от ювелирных запонок и перстней до столовых приборов и сервизов. Многие годы художественным руководителем промысла был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, создатель орнаментального направления в северной черни. В наше время одним из ведущих мастеров промысла является ученица Е. П. Шильниковского, заслуженный художник РСФСР Е. Ф. Тропина. Коллектив предприятия „Северная чернь“ и сегодня стремится сохранить и возродить лучшие традиции уникального народного промысла. (Богуславская И. Я. Северные сокровища: (О нар. искусстве Севера и его мастерах).— Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. С. 38-42)