В XIX–XX веках, кроме традиционных образков-иконок, ростовские финифтяники писали особенно популярные у современников панорамы Ростовского кремля и монастырей.
Более двух столетий в древнем городе Ростове Великом существует промысел живописной финифти. Ростовская финифть, во многом связанная с местной иконописной традицией, развивалась в постоянном соприкосновении и под влиянием сменяющих друг друга стилей барокко и классицизма. Промысел ориентировался на самые разнообразные вкусы заказчика – от высшего духовенства до горожанина и сельского жителя.
Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к следующему. Эмаль (непрозрачная стекловидная масса) наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую поверхность – основу для живописи. Роспись пластинки производится огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски, затем – легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз.
В XVIII веке эмалевые пластины с миниатюрной росписью, созданные местными художниками, украшали церковную утварь. В XIX веке промысел расширился, здесь писали множество иконок, крестов и образков разного уровня мастерства, которые расходились по всех стране. Конец XIX – начало XX века – сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным производством икон и поддерживается государством путем организации Учебно-показательной мастерской, где возникло новое направление в финифти — изготовление мелких бытовых предметов и ювелирных украшений с цветочной росписью. Эти изделия пользовались большим спросом, что позволило приходившему в упадок промыслу сохранить мастерство. В XX веке ростовская финифть переживала разные времена – от почти полной ликвидации до возрождения в 1960-е годы. В 1980-е –1990-е годы в ростовскую живопись по эмали вновь возвращается икона, развивается ювелирное искусство.
В XIX–XX веках, кроме традиционных образков-иконок, ростовские финифтяники писали особенно популярные у современников панорамы Ростовского кремля и монастырей.
Более двух столетий в древнем городе Ростове Великом существует промысел живописной финифти. Ростовская финифть, во многом связанная с местной иконописной традицией, развивалась в постоянном соприкосновении и под влиянием сменяющих друг друга стилей барокко и классицизма. Промысел ориентировался на самые разнообразные вкусы заказчика – от высшего духовенства до горожанина и сельского жителя.
Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к следующему. Эмаль (непрозрачная стекловидная масса) наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую поверхность – основу для живописи. Роспись пластинки производится огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски, затем – легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз.
В XVIII веке эмалевые пластины с миниатюрной росписью, созданные местными художниками, украшали церковную утварь. В XIX веке промысел расширился, здесь писали множество иконок, крестов и образков разного уровня мастерства, которые расходились по всех стране. Конец XIX – начало XX века – сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным производством икон и поддерживается государством путем организации Учебно-показательной мастерской, где возникло новое направление в финифти — изготовление мелких бытовых предметов и ювелирных украшений с цветочной росписью. Эти изделия пользовались большим спросом, что позволило приходившему в упадок промыслу сохранить мастерство. В XX веке ростовская финифть переживала разные времена – от почти полной ликвидации до возрождения в 1960-е годы. В 1980-е –1990-е годы в ростовскую живопись по эмали вновь возвращается икона, развивается ювелирное искусство.