Орловский (Смирнов) Б. И.

Фигура к проекту памятника генерал-фельдмаршалу светлейшему князю Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли для Петербурга


1829 ‒ 1830

Бронза. 48,5 х 24 х 15

Пост. в 1974 от Б. А. Афанасьева, Ленинград


Весной 1837 года у Казанского собора были установлены монументы в честь двух полководцев, героев Отечественной войны 1812 года. Первоначально, по рескрипту Александра I, подписанному еще в 1818 году, статуи Кутузова и Барклая де Толли предполагалось поставить отдельно друг от друга, перед двумя симметричными колоннадами собора. Однако впоследствии от строительства южной колоннады отказались, и поэтому композиция из двух памятников, спроектированная Орловским в 1829 году, уже предназначалась для площади, образованной северной колоннадой собора со стороны Невского проспекта. Согласно новым веяниям в европейской скульптуре, фельдмаршалы были представлены не в вымышленных героизированных одеяниях, а в современных «форменных мундирах». Особое значение приобрела эмоциональная характеристика образов, точно выраженная в поэтических строках А. С. Пушкина. Великой победы «зачинатель Барклай» и «совершитель Кутузов» были увековечены скульптором в строго портретных и исторически достоверных изображениях. Эти памятники ознаменовали собою важнейший этап в монументальной летописи Петербурга. Елена Карпова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 120.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761–1818) – выдающийся русский полководец шотландско-немецкого происхождения. После кончины Кутузова стал главнокомандующим объединенной армией. За героизм в битвах при Кульме и Лейпциге получил орден Святого Георгия 1-й степени и титул графа, в 1814 – звание генерал-фельдмаршала, в 1815 – княжеский титул. 

Еще в 1807 году, находясь на лечении после ранения в Мемеле (Клайпеда), разработал план военных действий в случае вторжения армии Наполеона в Россию. Суть замысла заключалась в организации «искусного» отступления русской армии с тем, чтобы «заставить неприятеля удалиться от операционного базиса, утомить его мелкими предприятиями и завлечь вовнутрь страны, а затем с сохранёнными войсками и с помощью климата подготовить ему, хотя бы за Москвой, новую Полтаву». Находясь в должности военного министра (с января 1810 года) ввёл в русской армии корпусную организацию, что делало её в тех условиях более мобильной, манёвренной и лучше управляемой в мирное и военное время. Под непосредственным руководством Барклая в кратчайший срок были разработаны «Уложения для управления большой действующей армии», главной идеей которых было единоначалие главнокомандующего действующей армией, который обладал на театре военных действий всей полнотой власти и подчинялся лишь императору. В преддверии войны с Францией численность русской армии была заметно увеличена, заблаговременно были подготовлены резервы. В приграничной полосе строились новые крепости. К началу войны удалось создать огромные запасы провианта.  Одновременно создавались запасы вооружения и боевых зарядов. Вынужден был использовать «тактику выжженной земли» в оборонительной войне с более сильной армией Наполеона. Подробнее см. статью в Википедии.

Помимо создания в Зимнем дворце мемориальной галереи русских военачальников, Александр I задумал увековечить в бронзе образы двух выдающихся русских полководцев — фельдмаршалов Михаила Илларионовича Кутузова и Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. В сентябре 1818 года император подписал рескрипт на имя петербургского генерал-губернатора графа Сергея Вязмитинова: «Прославляя бессмертные деяния времен минувших, изъявим справедливую признательность и к заслугам нашего времени. Слава генерал-фельдмаршалов князей Голенищева-Кутузова Смоленского и Барклая-де-Толли требует также достойных памятников, коими украсятся две площади перед соборным храмом Казанския Божия Матери…». Место для возведения памятников было выбрано Александром I не случайно. Казанский собор, построенный по проекту архитектора Андрея Воронихина, был освящен в конце 1811 года, незадолго до начала войны. Вскоре он приобрел значение памятника воинской славы. 11 июня 1813 года в нем было погребено тело победителя Наполеона фельдмаршала Кутузова. На стенах собора висели трофейные боевые знамена французов и их союзников, к стенам были прикреплены ключи от сдавшихся русским войскам крепостей и городов в Западной Европе.

К конкурсу на статуи Кутузова и Барклая-де-Толли Академия художеств пригласила ведущих российских ваятелей Ивана Мартоса, Василия Демут-Малиновского, Степана Пименова, Николая Токарева и двух молодых скульпторов, пенсионеров, работавших в Риме, Самуила Гальберга и Бориса Орловского.

 Император (уже Николай I) утвердил эскизы и модели Орловского, ныне хранящиеся в Русском музее. Бронзовые фигуры полководцев отлил Василий Екимов, постаменты из цельного гранита по проекту Василия Стасова вырубил известный каменотес Самсон Суханов. Торжественное открытие монументов состоялось 25 декабря 1837 года в двадцать пятую годовщину изгнания французов. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 16.

 В 1829 году скульптор Орловский был вызван императором Николаем I из Италии для участия во втором конкурсе проектов. Хранящиеся в Русском музее фигуры М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли относятся к начальному периоду работы над монументами. Основное композиционное решение, воплощенное в этих моделях, было сохранено в осуществленных памятниках (ныне установлены напротив Казанского собора в Санкт-Петербурге). Обладая несомненным портретным сходством, обе фигуры очень символичны. Недаром А. С. Пушкин в стихах, посвященных посещению мастерской Орловского, назвал их «зачинатель» и «совершитель». Образ М. Б. Барклая-де-Толли напоминает о первом этапе войны с Наполеоном, когда русские войска под его командованием потерпели ряд поражений и вынуждены были отступать, но своими разумными действиями Барклай сумел сохранить силы для последующей победы. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 95.

Орловский (Смирнов) Борис Иванович
1797, село Большое Столобецкое Орловской губернии – 1837, Санкт-Петербург

Из крепостных.
Был отдан на обучение в Москву к скульптору С. П. Кампиони (1807–1817), затем работал в Петербурге в мастерской А. Трискорни (1817–1822). За исполнение мраморного бюста Александра I освобожден от крепостной зависимости и принят в Императорскую Академию художеств (1822). С 1823 по 1829 находился за казенный счет в Италии «для усовершенствования в ваятельном искусстве», работал под руководством Б. Торвальдсена. Вернувшись в Петербург, создал памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором (1829–1837), фигуру ангела для Александровской колонны (1832–1833), декоративное убранство Московских триумфальных ворот (1835–1837). Преподавал в Академии художеств. Академик (1831), профессор 2-й степени.

Orlovsky (Smirnov) B. I.

Statue for the Project for the Monument in St Petersburg Honouring Prince Michael Andreas Barclay de Tolly, a Russian Field Marshal


1829 ‒ 1830

Bronze. 48,5 х 24 х 15

Received in 1974 from B. A. Afanasyev, Leningrad


Michael Barclay de Tolly (1761–1818) was a remarkable Russian commander. He became Commander-in-Chief of the army after Kutusov’s death. He received the Order of St. George of the First Class and the title of Count for his heroism during the battles of Kulm and Leipzig, as well as the rank of General Field Marshal in 1814, and a princely title in 1815.

The idea of building monuments originated in 1818, when the corresponding decree was signed by Alexander I. After his victory in the design competition (1829), Boris Orlovsky, who had returned from Italy, where he worked in Bertel Thorvaldsen’s studio, received the order to create statues of the military leaders. Following the new tastes in Western sculpture, the two field marshals were depicted in modern military uniforms, rather than imaginary garments. The realistic portrayals of people in monuments and their historical accuracy marked an important stage in the development of Russian monumental art. The ceremonial unveiling took place on 25 December 1837.

Orlovsky (Smirnov) Boris Ivanovich
1797, Bolshoe Stolobetshoe (Oryol Province) - 1837, St Petersburg

Sculptor. Studied under Carlo Antonio Campioni in Moscow (1807-17) and Alessandro Triscornia in St Petersburg (1818-22). Freed from serfdom for his marble bust of Tsar Alexander I (1822). Awarded a fellowship to Italy (1823). Studied under Bertal Thorvaldsen in Rome (1823-29). Returned to St Petersburg. Designed statues of Mikhail Kutuzov and Mikhail Barclay-de-Tolly in front of the Kazan Cathedral (1829-37). Sculpted the angel for the Alexander Column on Palace Square (1832-33) and decorated the Moscow Triumphal Gates (1835-37). Taught at the Imperial Academy of Arts. Academician (1831), second-class professor (1836).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library