
Памятники прославленным полководцам Отечественной войны 1812 года, были открыты перед Казанским собором 29 декабря 1837 года. Статуи делались по заказу императора Николая I, который распорядился, чтобы «сии фельдмаршалы были представлены пешими в форменных мундирах»; а «для живописного эффекта» предлагалось «драпировать их плащами и употребить брюки или рейтузы для нижнего их платья...». При проектировании фигур Борис Орловский конкурировал с Самуилом Гальбергом, приверженцем классицистических традиций, и в итоге одержал победу. А. С. Пушкин впервые увидел монументальные гипсовые модели в мастерской скульптора, посещению которой посвящено датированное 1836 годом стихотворение «Художнику»:
«Грустен и весел вхожу, ваятель,
в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе...»
Примечательно, что при описании будущих памятников, поэт как бы оценивает историческую роль вобщей победе каждого из полководцев:
«Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов...»
Е. В. Карпова. «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 56.
Весной 1837 года у Казанского собора были установлены монументы в честь двух полководцев, героев Отечественной войны 1812 года. Первоначально, по рескрипту Александра I, подписанному еще в 1818 году, статуи Кутузова и Барклая де Толли предполагалось поставить отдельно друг от друга, перед двумя симметричными колоннадами собора. Однако впоследствии от строительства южной колоннады отказались, и поэтому композиция из двух памятников, спроектированная Орловским в 1829 году, уже предназначалась для площади, образованной северной колоннадой собора со стороны Невского проспекта. Согласно новым веяниям в европейской скульптуре, фельдмаршалы были представлены не в вымышленных героизированных одеяниях, а в современных «форменных мундирах». Особое значение приобрела эмоциональная характеристика образов, точно выраженная в поэтических строках А. С. Пушкина. Великой победы «зачинатель Барклай» и «совершитель Кутузов» были увековечены скульптором в строго портретных и исторически достоверных изображениях. Эти памятники ознаменовали собою важнейший этап в монументальной летописи Петербурга. Елена Карпова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 120.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745–1813) – выдающийся русский полководец. В царствование Екатерины II участвовал в русско-турецких войнах, во время которых был дважды опасно ранен, потеряв один глаз. В августе 1812 года стал главнокомандующим русскими войсками в борьбе с нашествием армии Наполеона. После сражения при Бородино оставил Москву. За последующее изгнание врага за пределы Отечества Кутузов был пожалован чином фельдмаршала, титулом князя Смоленского и орденом Святого Георгия 1-й степени, став его первым полным кавалером. В 1813 году возглавил союзные русско-прусские войска. После кончины Кутузова главнокомандующим объединенной армией стал Михаил Барклай-де-Толли.
Из крепостных.
Был отдан на обучение в Москву к скульптору С. П. Кампиони (1807–1817), затем работал в Петербурге в мастерской А. Трискорни (1817–1822). За исполнение мраморного бюста Александра I освобожден от крепостной зависимости и принят в Императорскую Академию художеств (1822). С 1823 по 1829 находился за казенный счет в Италии «для усовершенствования в ваятельном искусстве», работал под руководством Б. Торвальдсена. Вернувшись в Петербург, создал памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором (1829–1837), фигуру ангела для Александровской колонны (1832–1833), декоративное убранство Московских триумфальных ворот (1835–1837). Преподавал в Академии художеств. Академик (1831), профессор 2-й степени.
Mikhail Golenishchev-Kutuzov (1745–1813) took part in the Russo-Turkish wars during the reign of Catherine the Great, and during these he was critically injured twice and lost an eye. In August 1912, he became the commander of Russian forces in the fight against Napoleon’s army. After the Battle of Borodino, he left Moscow. After subsequently driving the enemy out of Russia, Kutuzov was granted the rank of Field Marshal, the title of Prince of Smolensk, and the Order of St George, First Class, becoming its first full cavalier. In 1813, he led the unified Russo-Prussian forces. After Kutuzov’s death, the commander of the unified army was Michael Andreas Barclay de Tolly, who for his heroism in battles at Kulm and Leipzig received the Order of St George, First Class and the title of count, the rank of General Field Marshal in 1814, and a princely title in 1815.
The idea of building monuments originated in 1818, when the corresponding decree was signed by Alexander I. After his victory in the design competition (1829), Boris Orlovsky, who had returned from Italy, where he worked in Bertel Thorvaldsen’s studio, received the order to create statues of the military leaders. Following the new tastes in Western sculpture, the two field marshals were depicted in modern military uniforms, rather than imaginary garments. The realistic portrayals of people in monuments and their historical accuracy marked an important stage in the development of Russian monumental art. The ceremonial unveiling took place on 25 December 1837.
Sculptor. Studied under Carlo Antonio Campioni in Moscow (1807-17) and Alessandro Triscornia in St Petersburg (1818-22). Freed from serfdom for his marble bust of Tsar Alexander I (1822). Awarded a fellowship to Italy (1823). Studied under Bertal Thorvaldsen in Rome (1823-29). Returned to St Petersburg. Designed statues of Mikhail Kutuzov and Mikhail Barclay-de-Tolly in front of the Kazan Cathedral (1829-37). Sculpted the angel for the Alexander Column on Palace Square (1832-33) and decorated the Moscow Triumphal Gates (1835-37). Taught at the Imperial Academy of Arts. Academician (1831), second-class professor (1836).