Сверчков Николай Егорович

Николай I в санях


Год создания: 1853

Размер: 73 х 92

Техника: Холст, масло


Николай Егорович Сверчков стал известным благодаря картинам, изображающим породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, тройки и жанровые сюжеты с участием лошадей. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Проявил себя художник и в портретном жанре. В 1850-е – 1860-е годы Сверчков не раз писал портреты императоров (Николая I, Александра II) в санях, практически не меняя композицию картины, а варьируя только пейзажный фон, костюмы и масть лошадей. В более поздний период создавал картины на сюжеты царской охоты и батальные композиции.

Заказчиком была выбрана форма портрета, которая, наряду с конным портретом, в середине ХIХ века на какое-то время приобрела популярность и существовала как "каноническая". Она сочетает элементы анималистического, бытового и портретного жанров, своеобразную парадность и интимность. В полотне точно отмечены горделивая замкнутость и холодность монарха, невозмутимость возницы, резвый бег породистого скакуна по заснеженной набережной. 

Николай I (1796–1855) — третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской. Вступил на престол в 1825 году. Правление Николая I характеризовалось централизацией государственной власти и регламентацией всех сфер деятельности. В 1826 году было создано Третье отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, призванное следить за политической благонадежностью подданных, а в 1827 — опубликован цензурный устав, названный современниками «чугунным». В основе внутренней политики лежал принцип «самодержавие, православие, народность». Незыблемость самодержавия лежала и в основе внешней политики. Принятая императором роль покровителя христианских народов, находящихся под властью мусульман, определяла восточное направление внешней политики. Русско-турецкая война (1828–1829) способствовала обретению независимости Греции (1830). Последние годы царствования Николая I были омрачены военными неудачами в Крымской войне (1853–1856). Личность и деятельность императора вызывала противоречивые оценки современников — от восторженного почитания («рыцарь самодержавия») до категорического неприятия («жандарм Европы»).

Сверчков Николай Егорович
1817, Санкт-Петербург — 1898, Царское Село
Array

Живописец, рисовальщик, литограф, скульптор; анималист, жанрист, портретист, автор композиций на исторические сюжеты.

Родился в семье придворного конюха. Ещё в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей. Учился в Воспитательной школе при Академии художеств (1827), затем в Петропавловском училище общего типа. Служил в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел. Специального художественного образования не получил. Живописью стал заниматься самостоятельно. В 1839 по результатам выставки в Академии художеств присуждено звание свободного художника портретной живописи. В 1842 уходит в отставку в чине коллежского секретаря. Участник выставок Академии художеств с 1844. В 1840-х начал работать художником Хреновского и Чесменского государственных конных заводов России. Многие работы этого периода были объединены в цикл иллюстраций для "Альбома коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов в России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым". В 1852 году получил звание академика "по живописи народных сцен" за картину "Помещичья тройка". В 1855 получил звание профессора за картину "Дорожные". В конце 1850-х — начале 1860-х жил в Париже, Лондоне, Брюсселе. Жюри Всемирной парижской выставки 1863 присужден орден Почетного легиона за картины "Возвращение с медвежьей охоты", "Почтовая станция", "Ярмарка в Воронеже". Член кружка "Собрание понедельничных вечеров" (с 1881).

Sverchkov Nikolai Yegorovich

Nicholas I in a Sledge


Technique: Oil on canvas


Nikolai Sverchkov, the son of a court coachman and groom, dedicated his entire artistic career to equine painting and the Imperial Court, which frequently commissioned work from him. Regardless of the subject, his canvases almost always featured horses. The portraits Sverchkov painted were no exception. The artist’s models, as a rule, either were riding in horse-drawn carriages or were sitting on horses. This half-portrait/half-genre painting by Sverchkov is devoid of the usual pomp of works that depict the emperor – this case, Nicholas I – and shows him outside of an official situation, causing us to see him less as an autocrat, and more as a private person.  

Emperor Nicholas I (1796–1855) was the third son of Emperor Paul I and Empress Marie Feodorovna. He ascended to the throne in 1825. The reign of Nicholas I is characterised by the centralisation of government and regulation in all areas of activity. In 1826, he created the Third Section of His Imperial Majesty’s Own Chancellery, which was tasked with monitoring the political reliability of subjects, and in 1827, he published a new censorship decree, which was called “cast iron” by his contemporaries. The foundation of his domestic policies was the principle of “autocracy, orthodoxy and nationality”. The sanctity of the autocracy also formed the basis for his foreign policy. In 1833, an agreement was reached between Russia, Austria and Prussia on reciprocal support in the case of a political crisis. This agreement is what led Nicholas I to send troops to help suppress the Hungarian Uprising (1848–1849). His assumption of the role of protector of Christian peoples under Muslim rule determined the direction of his Eastern foreign policy. The Russo-Turkish War (1828–1829) contributed to Greece gaining its independence (1830). The last years of Nicholas I’s reign were overshadowed by setbacks in the Crimean War (1853–1856). The character and activities of the Emperor caused contradictory assessments among his contemporaries, from enthusiastic veneration (“The Knight of Autocracy”) to definitive opposition (“The Gendarme of Europe”).

Sverchkov Nikolai Yegorovich
1817 St. Petersburg - 1898, Tsarskoye Selo
Array

Живописец, рисовальщик, литограф, скульптор; анималист, жанрист, портретист, автор композиций на исторические сюжеты.

Родился в семье придворного конюха. Ещё в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей. Учился в Воспитательной школе при Академии художеств (1827), затем в Петропавловском училище общего типа. Служил в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел. Специального художественного образования не получил. Живописью стал заниматься самостоятельно. В 1839 по результатам выставки в Академии художеств присуждено звание свободного художника портретной живописи. В 1842 уходит в отставку в чине коллежского секретаря. Участник выставок Академии художеств с 1844. В 1840-х начал работать художником Хреновского и Чесменского государственных конных заводов России. Многие работы этого периода были объединены в цикл иллюстраций для "Альбома коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов в России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым". В 1852 году получил звание академика "по живописи народных сцен" за картину "Помещичья тройка". В 1855 получил звание профессора за картину "Дорожные". В конце 1850-х — начале 1860-х жил в Париже, Лондоне, Брюсселе. Жюри Всемирной парижской выставки 1863 присужден орден Почетного легиона за картины "Возвращение с медвежьей охоты", "Почтовая станция", "Ярмарка в Воронеже". Член кружка "Собрание понедельничных вечеров" (с 1881).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library