
С этим портретом связан ряд не решенных проблем и недоразумений. Например, на Выставке исторических портретов 1870 г. он фигурировал как "Портрет Петра III", на Таврической выставке 1905 г. — как "Портрет молодого человека", а на выставке "Ломоносов и Елизаветинское время" 1912 г. — как "Портрет Петра II (?)". Между тем ни первая, ни последняя версия не имеют под собой серьезных оснований. Открытым остается вопрос и об авторе этого произведения. Так, если на выставках 1870 и 1912 гг. портрет был экспонирован как безусловная работа Л. Каравака, то на выставке 1905 г. он значился произведением Ж. -М. Натье (?). Технико-технологическое исследование, произведенное в начале 1970-х гг. в Русском музее, не позволяет дать окончательный ответ на этот вопрос. Но если авторство Натье исключается полностью, то об авторстве Каравакка все же можно говорить в предположительной форме. Как работа Каравака (?) портрет был экспонирован в 1973 г. на выставке "Портрет петровского времени".
Луи Каравак, "гасконец как по рождению, так и по привычкам и манерам" (выражение Я. Штелина), был представителем третьего поколения династии Караваков, связанных с декорированием кораблей в Тулоне, а позднее — галер в Марселе. По семейной традиции Луи — младший сын скульптора-декоратора Жана-Батиста Каравака — начал свою деятельность в Арсенале галер в Марселе. 13 ноября 1715 г. в Париже Каравак заключил контракт на три года с П. Лефортом о поступлении на русскую службу живописцем "исторических картин, портретов, баталий, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюром виде" с обязательством взять в помощники русских учеников. В 1716 г. художник приехал в Петербург, где прожил до конца своих дней. В 1730-х гг. Каравак, благодаря протекции Э. Бирона, был назначен "придворным первым живописного дела мастером" и получил чин полковника, которым очень гордился. В России художник работал крайне напряженно и плодотворно, однако от всей разнообразной его деятельности до нас не дошло почти ничего за исключением портретов. Неоднократно он изображал Петра I — первый портрет был создан в 1716 г. вскоре после приезда Каравака в Россию. В 1722 г. в Астрахани он вновь писал императора. Это свидетельствует о том, что художник попал в Петербург как раз вовремя — в тот момент, когда стали изменяться запросы русского общества, когда в России началось увлечение именно тем "придворным стилем", который представлял своим творчеством Каравак.
Каравак ЛуиЖивописец, портретист, декоратор, миниатюрист.
Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.
Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В 1722 он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве. При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае 1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.
С этим портретом связан ряд не решенных проблем и недоразумений. Например, на Выставке исторических портретов 1870 г. он фигурировал как "Портрет Петра III", на Таврической выставке 1905 г. — как "Портрет молодого человека", а на выставке "Ломоносов и Елизаветинское время" 1912 г. — как "Портрет Петра II (?)". Между тем ни первая, ни последняя версия не имеют под собой серьезных оснований. Открытым остается вопрос и об авторе этого произведения. Так, если на выставках 1870 и 1912 гг. портрет был экспонирован как безусловная работа Л. Каравака, то на выставке 1905 г. он значился произведением Ж. -М. Натье (?). Технико-технологическое исследование, произведенное в начале 1970-х гг. в Русском музее, не позволяет дать окончательный ответ на этот вопрос. Но если авторство Натье исключается полностью, то об авторстве Каравакка все же можно говорить в предположительной форме. Как работа Каравака (?) портрет был экспонирован в 1973 г. на выставке "Портрет петровского времени".
Луи Каравак, "гасконец как по рождению, так и по привычкам и манерам" (выражение Я. Штелина), был представителем третьего поколения династии Караваков, связанных с декорированием кораблей в Тулоне, а позднее — галер в Марселе. По семейной традиции Луи — младший сын скульптора-декоратора Жана-Батиста Каравака — начал свою деятельность в Арсенале галер в Марселе. 13 ноября 1715 г. в Париже Каравак заключил контракт на три года с П. Лефортом о поступлении на русскую службу живописцем "исторических картин, портретов, баталий, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюром виде" с обязательством взять в помощники русских учеников. В 1716 г. художник приехал в Петербург, где прожил до конца своих дней. В 1730-х гг. Каравак, благодаря протекции Э. Бирона, был назначен "придворным первым живописного дела мастером" и получил чин полковника, которым очень гордился. В России художник работал крайне напряженно и плодотворно, однако от всей разнообразной его деятельности до нас не дошло почти ничего за исключением портретов. Неоднократно он изображал Петра I — первый портрет был создан в 1716 г. вскоре после приезда Каравака в Россию. В 1722 г. в Астрахани он вновь писал императора. Это свидетельствует о том, что художник попал в Петербург как раз вовремя — в тот момент, когда стали изменяться запросы русского общества, когда в России началось увлечение именно тем "придворным стилем", который представлял своим творчеством Каравак.
Karavak Louis 1684, Marseille - 1754, St. PetersburgЖивописец, портретист, декоратор, миниатюрист.
Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.
Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В 1722 он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве. При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае 1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.