В 1714 году в Летнем саду по проекту немецкого зодчего А. Шлютера началось строительство удивительно красивого павильона — Грота. Внутри он был украшен раковинами, кораллами, зеркалами, фонтанами и посвящался триумфу бога морей — Нептуна. Именно для парапета Грота в 1716 году архитектору Г.-И. Маттарнови заказали серию аллегорических скульптур. Список статуй был согласован с Петром I и отправлен Рагузинскому в Венецию. Это четыре времени суток, две морские богини — наяды, две статуи, олицетворяющие неотвратимость судьбы («Рок», «Немезида»), и четыре фигуры, обозначающие плодородие, изобилие, расцвет («Сатурн», «Опс», «Вертумн», «Помона»). Их доставили в Санкт-Петербург на корабле «Джон Джудит» в 1717 году. По неизвестным причинам статуи этой серии не использовались для украшения Грота, а были установлены в аллеях сада. Одна скульптура — «Опс» — богиня плодородия, супруга Сатурна, выпала из списка статуй при переписке и поэтому не была заказана Рагузинским. В наши дни скульптуры, заказанные Г.-И. Маттарнови, находятся недалеко друг от друга: девять из них на Главной, а десятая — «Нереида» — на Школьной аллее Летнего сада.
Аврора, или Эос, — богиня утренней зари. Имя Эос происходит от греческого глагола «веять», так как начало утренней зари сопровождается дуновением ветра; таково же и происхождение имени Аврора — дуновение ветерка.
«Море зарделось в лучах золотистой Авроры, сверкавших
С неба, где мчалась в своей колеснице алой богиня».
(Вергилий. «Энеида»)
По представлению античных авторов, Аврора является в великолепном шафранном одеянии на колеснице или ведет солнечных коней с факелом в руке.
Аврора из Летнего сада изображена в венке из роз, с факелом в правой руке (при его появлении воздух светлеет) и цветами, которые своим расцветом обязаны утренней росе, — в левой. Отсутствующие ныне крылья изображали «прекрасную живость ее движений». Действительно, на спине у статуи имеются следы крепления крыльев.
Группа «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь» получила в наше время обобщающее название «Круговорот суток». Но на самом деле Маттарнови заказывал «Четыре главных ветра», которые должны были иметь крылья без перьев. Маттарнови сопроводил свое письмо рисунками и подписал их. Вот здесь и возникают названия «Утро», «Полдень», «Вечер», «Полночь». Заказ был несколько противоречив, а его исполнение оказалось на редкость творческим.
Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 87.
Итальянский скульптор венецианской школы.
Работал в Тревизо, Падуе, Венеции. Испытал влияние Ф. Пароди, от которого унаследовал живую, динамическую передачу пластики тел и одежд, но придавал образам большую миловидность и изящество в духе рококо. Основные работы в Венеции. В России имеется ряд работ, приписываемых Дж. Бонацца: статуи Ночь, Аврора, Полдень, Закат (1716–1717), Дельфийская сивилла (Летний сад) и Ливийская сивилла (г. Пушкин), бюсты – аллегории месяцев (г. Пушкин), статуи "Адам" и "Ева" для одноименных фонтанов в Петергофе.
В 1714 году в Летнем саду по проекту немецкого зодчего А. Шлютера началось строительство удивительно красивого павильона — Грота. Внутри он был украшен раковинами, кораллами, зеркалами, фонтанами и посвящался триумфу бога морей — Нептуна. Именно для парапета Грота в 1716 году архитектору Г.-И. Маттарнови заказали серию аллегорических скульптур. Список статуй был согласован с Петром I и отправлен Рагузинскому в Венецию. Это четыре времени суток, две морские богини — наяды, две статуи, олицетворяющие неотвратимость судьбы («Рок», «Немезида»), и четыре фигуры, обозначающие плодородие, изобилие, расцвет («Сатурн», «Опс», «Вертумн», «Помона»). Их доставили в Санкт-Петербург на корабле «Джон Джудит» в 1717 году. По неизвестным причинам статуи этой серии не использовались для украшения Грота, а были установлены в аллеях сада. Одна скульптура — «Опс» — богиня плодородия, супруга Сатурна, выпала из списка статуй при переписке и поэтому не была заказана Рагузинским. В наши дни скульптуры, заказанные Г.-И. Маттарнови, находятся недалеко друг от друга: девять из них на Главной, а десятая — «Нереида» — на Школьной аллее Летнего сада.
Аврора, или Эос, — богиня утренней зари. Имя Эос происходит от греческого глагола «веять», так как начало утренней зари сопровождается дуновением ветра; таково же и происхождение имени Аврора — дуновение ветерка.
«Море зарделось в лучах золотистой Авроры, сверкавших
С неба, где мчалась в своей колеснице алой богиня».
(Вергилий. «Энеида»)
По представлению античных авторов, Аврора является в великолепном шафранном одеянии на колеснице или ведет солнечных коней с факелом в руке.
Аврора из Летнего сада изображена в венке из роз, с факелом в правой руке (при его появлении воздух светлеет) и цветами, которые своим расцветом обязаны утренней росе, — в левой. Отсутствующие ныне крылья изображали «прекрасную живость ее движений». Действительно, на спине у статуи имеются следы крепления крыльев.
Группа «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь» получила в наше время обобщающее название «Круговорот суток». Но на самом деле Маттарнови заказывал «Четыре главных ветра», которые должны были иметь крылья без перьев. Маттарнови сопроводил свое письмо рисунками и подписал их. Вот здесь и возникают названия «Утро», «Полдень», «Вечер», «Полночь». Заказ был несколько противоречив, а его исполнение оказалось на редкость творческим.
Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 87.
An Italian sculptor of the Venice school.
Worked in Padua, Venice. Experienced the influence of F. Parodi, from whom he inherited a lively, dynamic manner of reproduction of bodies and clothes’ plastic, but gave his images great loveliness and the rococo-spirited elegance. Major works in Venice. In Russia there is a number of works attributed to G. Bonazza: statues Night, Aurora, Midday, Sunset (1716–1717), Delphi Sevilla (Summer Garden) and LibianSevilla (Pushkin), busts – allegories of the months (Pushkin), statues “Adam” and “Eve” for the fountains of the same names in Peterhof.