Гропелли Д. и П.

Терпсихора / TERPSICORE


Копия с оригинала Дж. и П. Гропелли начала XVIII века

2011

Искусственный мрамор. 198 х 65 х 56


Терпсихора (любящая танцы) выполнена в Венеции по заказу Рагузинского и привезена в Петербург в 1722 году. Как известно, скульптура украшала крышу Грота. Терпсихора изображена танцующей, с лирой в руках и тремя перышками в прическе. Когда-то сирены осмелились состязаться в пении с музами, были побеждены и ощипаны. В знак этой победы музы могут изображаться с перьями на голове. // Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 66.

Изображения бога Аполлона в сопровождении муз  – это символ появления светского начала в русской культуре, символ процветания в России искусств.

Спутницы Аполлона (музы) олицетворяли творческое начало в человеке. Это вдохновительницы художников, поэтов, артистов. Каждая муза покровительствовала определенному виду искусств и изображалась с соответствующими атрибутами.

Терпсихора – (в переводе с греч. «любящая танцы») муза танцев, иногда также хорового пения. Изображалась обычно с лирой в руках. Терпсихора – иносказательно «балерина». У А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»: «Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет?» Легко и свободно держится перед нами молодая женщина, волосы которой украшены тремя мягкими перышками. Это трофеи муз, победивших сирен при состязании в пении, когда они вырвали их пестрые крылья и украсили ими свои волосы.



Гропелли Паоло и Джузеппе (Paolo e Giuseppe Gropelli)

Венецианские скульпторы первой половины XVIII в., братья. Сыновья скульптора Марино Гропелли.

«К <...>группе венецианских декоративных скульпторов, выросших под влиянием берниниевских традиций Иоссе де Корте, относится <...>семья ваятелей Гропелли. Старший из них Марино Гропелли (Marino Gropelli) работает в конце XVII века. Сыновья его Паоло и Джузеппе (Paolo e Giuseppe), подписывающиеся обычно Fratelli Gropelli (братья Гропелли), работают сперва вместе с отцом, а потом и самостоятельно в Венеции и в Вероне до середины XVIII века» // Ж.А. Мацулевич «Летний сад и его скульптура» 1936 г. С. 94.

Gropelli Paolo e Giuseppe

Terpsichore


A copy from the original of Guiseppe and Paolo Groppelli

Early 18th century

Artificial marble.


The depiction of the god Apollo accompanied by the Muses marked the beginning of the secular art in Russian culture, became the symbol of prosperity of arts in Russia. Apollo’s companions (the Muses) embodied the creativity in a person. They inspire artists, poets and actors. Each Muse patronised some kind of art and was depicted with appropriate attributes.

 

Terpsichore (from Greek – dance-liking) is a Muse of dance and sometimes chorus. She was usually depicted holding a lyre in a hand. Terpsichore is in the figurative sense “a ballet-dancer”.  We read in Pushkin’s “Eugene Onegin”:

Shall I your chorus hear anew,

Russia’s Terpsichore review

Again in her ethereal dance?

The young woman conducts herself freely and easily, her hair is decorated with three soft feathers. These are the trophies of the Muses that defeated the Sirens in contest in singing. The Muses tore out the Siren’s motley feathers and decorated with them their hair.



Gropelli Paolo e Giuseppe

Венецианские скульпторы первой половины XVIII в., братья. Сыновья скульптора Марино Гропелли.

«К <...>группе венецианских декоративных скульпторов, выросших под влиянием берниниевских традиций Иоссе де Корте, относится <...>семья ваятелей Гропелли. Старший из них Марино Гропелли (Marino Gropelli) работает в конце XVII века. Сыновья его Паоло и Джузеппе (Paolo e Giuseppe), подписывающиеся обычно Fratelli Gropelli (братья Гропелли), работают сперва вместе с отцом, а потом и самостоятельно в Венеции и в Вероне до середины XVIII века» // Ж.А. Мацулевич «Летний сад и его скульптура» 1936 г. С. 94.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library