Неизвестный художник

Портрет императрицы Екатерины II


Год создания: Последняя четверть XVIII века

Размер: 261 x 194

Техника: Холст, масло


Екатерина II (Великая;  1729—1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768—1774; 1787—1792) и Швецией (1788—1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России — Европе многократно вырос.

По определению П.  Н.  Петрова, изображена «стоящая в парчовом платье и голубой симарре», с лентами и звездами орденов Св.  Андрея Первозванного и Св.  Георгия. В кресле рядом с Екатериной — одна из ее любимых английских левреток — Сэр (Сир) Том Андерсон или Дюшеса. Портрет представляет собой варьированную копию с оригинала П.-Э.  Фальконе (ГЭ), исполненную профессиональным мастером в последней четверти XVIII века. П.  Н.  Петров датировал оригинал П.-Э.  Фальконе 1769 годом (Кат.  исторической выставки. С.  110. № 391). Д.  А.  Ровинский считал, что «Фальконет сын написал в 1774 году в том числе и портрет Екатерины II, который Императрице не понравился» (Ровинский. Т.  4. Стлб. 397). Портрет из собрания ГЭ (холст, масло; 238,5 х 164; ГЭ-4480) был написан в 1774 году для Чесменского дворца.

Unknown painter

Portrait of Empress Catherine the Great


Technique: Oil on canvas


By the definition of Pyotr Petrov, the Empress is depicted "standing in a brocade dress and a blue cimarra (a gown with a ling train)", with ribbons and stars of the orders of St. Andrew and St. George. The favourite English greyhound of Catherine, named Sir Tom Anderson or Duchessa, is sitting in the chair next to her. The portrait is a copy of the original painted by Pierre-Etienne Falconet (The State Hermitage Museum), painted by a professional master in the last quarter of the 18th century.

Empress Catherine II (the Great; 1729–1796), née Sophie Friederike Auguste von Anhalt-Zerbst-Dornburg, was born in the Prussian city of Stettin. In 1744, she arrived in Russia as the bride of Grand Duke Peter Feodorovich, the future Emperor Peter III. That same year, she converted to Russian Orthodoxy and took the name Catherine Alexeyevna. She married Peter Feodorovich in August 1745. In 1754 she gave birth to an heir, the future Emperor Paul I. The relationship with her husband did not work out, and he planned to have her sent to a convent. In the summer of 1762 she led a conspiracy of Peter’s guards and overthrew him, becoming Empress. In the first years of her reign she adhered to a policy of “enlightened absolutism”, but after the peasant rebellion led by Emelyan Pugachev (1773–1775) and the French Revolution (1789), she was forced to toughen her regime. She led victorious campaigns against Turkey (1768–1774; 1787–1792) and Sweden (1788–1790). During her reign, the Crimea (1783), the Northern Baltic Sea, the Baltic states, the eastern part of Poland, and the Aleutian Islands became part of Russia. Russian settlements were established in Alaska, and Eastern Georgia was taken under the protection of Russia. Russia’s prestige in Europe increased greatly.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library