Рождество Христово


Москва

Начало XVI века

Дерево, темпера, левкас. 77 × 59 × 2,5

Происходит из праздничного ряда иконостаса неизвестного храма

Пост. в 1938 из Музейного фонда


На фоне Вифлеемской пещеры на ярко-красном ложе возлежит длинная и тонкая фигура Богоматери. Рядом с Ней подчеркнуто беззащитным выглядит спеленатый Младенец, «умаливший Себя человек ради». В песнопениях и службе Мария называется «обширным местом необъятной природы», «неизмеримой пашней небесного колоса». Этими словами навеян образ зеленых пелен Христа, сливающихся с зеленым цветом яслей. Его тонкое тело уподоблено колосу, ростку, взошедшему на «небесной пашне» и несущему в мир очищение и обновление. Слева от них – три волхва с дарами. Ведомые «вифлеемской звездой» волхвы пришли из дальних стран поклониться Младенцу, «и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Застывшие в торжественном поклоне волхвы и славословящие ангелы все вместе образуют стройный хор, словно наполняющий икону светлой музыкой и пением. Фигуры двух пастухов, людей, «очищенных уединением и тишиною», помещены здесь согласно евангельскому рассказу. Ирина Шалина // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 48.

Икона входила в состав праздничного ряда неизвестного иконостаса. Представлен один из иконографических вариантов Великого праздника, отмечаемого Православной церковью 25 декабря (7 января). Иконография иконы основана на евангельских текстах, а также на текстах церковных служб, сочинений и толкований Отцов церкви. В центре композиции представлена лежащая на ярко-красном ложе Богоматерь; за ее спиной на фоне темной пещеры в яслях покоится спеленутая фигура младенца Иисуса Христа, к которому склоняются вол и осел. По сторонам от центральных изображений отдельными группами представлены свидетели чудесного явления Христа в мир: ангелы, волхвы и пастухи. В нижней части композицию замыкают сцены беседы Иосифа со старцем (слева) и омовения младенца (справа). Изображение на иконе достаточно традиционно. Однако его отличает особый эмоциональный строй, задаваемый высветленным, радостно звучащим колоритом, отвечающим ликующему настроению службы праздника. Впечатление светоносности и лучезарности живописи создается благодаря охряному, жидко проложенному тону горок, мягко заливающему иконную плоскость и переходящему в верхней части в золото фона, и яркими всплесками киноварно-красных, зеленых и оранжево-желтых одежд и драпировок 

Рождество Христово


Москва

Начало XVI века

Wood, tempera, gesso.


На фоне Вифлеемской пещеры на ярко-красном ложе возлежит длинная и тонкая фигура Богоматери. Рядом с Ней подчеркнуто беззащитным выглядит спеленатый Младенец, «умаливший Себя человек ради». В песнопениях и службе Мария называется «обширным местом необъятной природы», «неизмеримой пашней небесного колоса». Этими словами навеян образ зеленых пелен Христа, сливающихся с зеленым цветом яслей. Его тонкое тело уподоблено колосу, ростку, взошедшему на «небесной пашне» и несущему в мир очищение и обновление. Слева от них – три волхва с дарами. Ведомые «вифлеемской звездой» волхвы пришли из дальних стран поклониться Младенцу, «и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Застывшие в торжественном поклоне волхвы и славословящие ангелы все вместе образуют стройный хор, словно наполняющий икону светлой музыкой и пением. Фигуры двух пастухов, людей, «очищенных уединением и тишиною», помещены здесь согласно евангельскому рассказу. Ирина Шалина // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 48.

Икона входила в состав праздничного ряда неизвестного иконостаса. Представлен один из иконографических вариантов Великого праздника, отмечаемого Православной церковью 25 декабря (7 января). Иконография иконы основана на евангельских текстах, а также на текстах церковных служб, сочинений и толкований Отцов церкви. В центре композиции представлена лежащая на ярко-красном ложе Богоматерь; за ее спиной на фоне темной пещеры в яслях покоится спеленутая фигура младенца Иисуса Христа, к которому склоняются вол и осел. По сторонам от центральных изображений отдельными группами представлены свидетели чудесного явления Христа в мир: ангелы, волхвы и пастухи. В нижней части композицию замыкают сцены беседы Иосифа со старцем (слева) и омовения младенца (справа). Изображение на иконе достаточно традиционно. Однако его отличает особый эмоциональный строй, задаваемый высветленным, радостно звучащим колоритом, отвечающим ликующему настроению службы праздника. Впечатление светоносности и лучезарности живописи создается благодаря охряному, жидко проложенному тону горок, мягко заливающему иконную плоскость и переходящему в верхней части в золото фона, и яркими всплесками киноварно-красных, зеленых и оранжево-желтых одежд и драпировок 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library