Возникновение замысла картины «Гумно» Венецианов связывал с появлением в Эрмитаже картины Ф. М. Гране «Внутренний вид хоров в церкви Капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». Это полотно, присланное автором из Рима, поступило в Эрмитаж в 1821 и было внесено в его каталог. По его собственному признанию, Венецианов более месяца каждый день просиживал перед ним.
Работа над «Гумном», требующая натуры, вероятно, началась летом 1822 и продолжалась летом 1823 в Сафонкове. 22 июня 1823 Венецианов писал Н. П. Милюкову, что направляет все желания к тому, чтобы в Эрмитаже «быть на одной стене с Гранетом». К новому, 1824 году Венецианов привез картину в Петербург и показывал ее, по-видимому, в своей мастерской. «"Гумно" мое всеми принято очень хорошо, кроме художников, но государь его еще не видал»,— писал он Н. П. Милюкову 27 марта 1824. В апреле 1824 Венецианов через П. А. Кикина поднес картину Александру I, а 29 апреля она была внесена в каталог Эрмитажа. Художник получил за нее 3000 рублей. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 158.
Рассматривая это небольшое программное полотно Венецианова, мы словно проникаем под низко нависшие, потемневшие стропила старинного гумна, где крестьяне заняты своими повседневными делами. Замысел картины возник у художника под влиянием эрмитажного полотна Франсуа Гране «Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме». Венецианов восхищался этой работой, благодаря которой он осознал важность перспективы для изображения натуры — «оживотворения», как говорил он сам. Действительно, перспективы господствуют в картине: тщательно приведены к единой точке схода линии, образованные бревнами и балками. Фигуры тоже нужны автору как перспективные «вехи» — уменьшаясь в масштабе, они дают нам представление о глубине пространства. Интересно отметить, что художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение.
Живописец, жанрист, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (1811). Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В. Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы. С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.
Alexei Venetsianov claimed to have been inspired to paint this particular work after seeing François-Marius Granet’s Interior of the Choir in the Capuchin Church on the Plazza Barberini in Rome, acquired for the Imperial Hermitage in 1821. For more than a month, he spent every day in the Hermitage, looking at the picture.
Venetsianov began painting Threshing Barn from life in the village of Safonkovo in Tver Province in summer 1822, continuing the following summer. On 22 June 1823, he wrote to N. P. Milyukov that he hoped that the work would eventually hang on the same wall as Granet’s painting. Venetsianov first showed his canvas in his studio in 1824. He wrote to Milyukov on 27 March 1824: «My Threshing Barn has been well received by everyone, except the artists, though the emperor has still to see it.» In April 1824, the painting was acquired by Tsar Alexander I for three thousand roubles. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 158.
Founding father of Russian peasant genre painting. Painter, portraitist, etcher, lithographer. Son of a Moscow merchant, educated at private boarding school, worked as a draughtsman. Moved to St Petersburg (1802) and worked as a land surveyor for the crown properties and forestry departments. Studied painting independently, copied works in the Imperial Hermitage and drew pastel portraits. Academician (1811). Resigned from the civil service, moved to the country and painted genre scenes from life (early 1820s). Exhibited at the Imperial Academy of Arts and the Society for the Encouragement of Artists. Had many students, who formed the Venetsianov school in Russian art. Killed in a road accident at the Milyukov estate.