Одно из наиболее грандиозных полотен, написанных в первой половине XIX века, создание которого от первых эскизов до окончания работы потребовало у Ф. А. Бруни более пятнадцати лет напряженного труда. «Медный змий» стал крупным событием в культурной жизни России и, безусловно, центральным произведением в творчестве художника. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 143.
Колоссальная по размеру картина, исполненная сумрачного романтического пафоса, – одно из последних наиболее значительных полотен академического искусства эпохи классицизма, работа над которым шла в течение долгих лет. Художник основывался на сюжете, взятом из Ветхого Завета.
Народ израильский, скитаясь по пустыне, возроптал на Бога и Моисея: "Зачем вывели Вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта пища". Разгневанный Господь насылает ядовитых змей, которые жалят людей, производя ужас и опустошение вокруг. Израильтяне обращаются к Моисею, признавая, что согрешили против Господа, и молят об избавлении от напасти. Яхве говорит Моисею: "Сделай Медного змия, выставь его, чтобы всякий, кого ужалят, взглянув на него, оставался жив". Таким образом Моисей избавляет народ от погибели.
Художник индивидуализировал образы и разбил повествование на ряд разнообразных сцен. Через всю картину проходит одно общее движение, оправданное смыслом сюжета: справа налево к столбу с изваянием змия. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. В свое время картина была так же популярна, как и "Последний день Помпеи" К. П. Брюллова.
Живописец.
Академик Императорской Академии художеств (с 1834). Почетный член Болонской и Миланской академий искусств, почетный профессор Флорентийской Академии художеств и Академии Св. Луки в Риме. Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. В 1807 приехал с отцом в Россию. Учился в Академии художеств у А. Е. Егорова, А. И. Иванова и В. К. Шебуева (1809-1818). Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. С 1836 преподавал в Академии художеств, профессор, с 1855 по 1871 - ректор, с 1866 заведовал мозаичным отделением. Почти все крупные полотна завершил и впервые выставил в Италии. Один из создателей росписей кафедрального Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. С 1849 по 1864 - хранитель живописного отдела Эрмитажа, много сделал для пополнения коллекций. Один из наиболее значительных представителей русской академической школы, автор полотен на исторические и библейские темы, портретов. Автор альбома "Русская история в гравюрах", многочисленных эскизов икон и стенных росписей.
Сведения о реставрации
Богомолов А. И.Макаров А. Л.Минин А. В. (2002)
Cостояние сохранности до реставрации:
К моменту полной реставрации картины авторский холст сильно ослаб и окислился, стал хрупким. Кромки заметно обветшали и плохо удерживали полотно на подрамнике. С лицевой стороны живопись неоднократно перекрывалась новыми слоями лака – «освежалась», выполнялись записи. Со временем все поздние наслоения потемнели, состарились и перестали соответствовать по цвету авторской живописи. Требовалась полная реставрация памятника от дублирования основы до раскрытия авторской живописи и возвращения ей первоначального цветового звучания.
Комплекс проведенных мероприятий:
Реставрация проводилась в два этапа. Первый, закончившийся в 2000 году, включал в себя техническую реставрацию, то есть укрепление красочного слоя и дублирование основы. Чтобы сдублировать основу полотна, имеющую площадь поверхности 48 м2, реставраторами была разработана специальная система фиксации холста на временный облегченный металлический подрамник. Такого рода техническая реставрация уникальна и может быть сравнима только с реставрацией полотна К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», которая была проведена в 1995 году. С июня 2001 года начался второй этап – реставрация живописного слоя. Предстояло удалить большое количество разновременных записей, из которых только часть находилась на поверхностном слое. Другие записи были скрыты толстыми слоями различных по составу лаков. В процессе исследований установлено, что картина в нижней ее трети в несколько раз чаще покрывалась лаком, и, следовательно, оптические изменения внизу более выражены. Утоньшение лаковых слоев производилось по разработанной схеме, послойно, с периодической фотофиксацией раскрывающихся записей и изменений состояния сохранности. Методика рецептур для удаления лаков – традиционная для спирторастворимых пленок. После завершения живописной реставрации поверхность картины была покрыта слоем даммарного реставрационного лака. Тонировки в границах утрат выполнены по установленной методике масляными красками.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 110-111.
Fidelio Bruni’s The Brazen Serpent is one of the most spectacular canvases painted in the first half of the nineteenth century. The artist worked arduously on the painting for over fifteen years, from the first sketches to the final version. The most important work in Bruni’s oeuvre, the painting of The Brazen Serpent was a landmark event in Russian cultural life. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 143.
Painter, engraver, author of religious and history compositions, portraitist. Son of the painter and sculptor Antonio Baroffi-Bruni. Moved to Russia with his father (1807). Studied under Alexei Yegorov, Andrei Ivanov and Vasily Shebuyev at the Imperial Academy of Arts (from 1809). Graduated with a first-class degree (1818). Moved to Rome to con¬tinue his art education (1819). Returned to Russia and painted portraits and icons for churches and cathedrals in St Petersburg and environs (1835-38). Lived and worked in Rome (1838-43, 1843-45). Honorary member of the Academies of Art of Bologna and Milan, professor of the Florentine Academy of Arts and St Luke''s Academy in Rome. Taught at the Imperial Academy of Arts (1836-38, 1846-71). Second-class professor (1836), first-class professor (1846), rector of painting and sculpture (1855-71). Curator of the Imperial Hermitage picture gallery (1849-64), headed the mosaic studio at the Imperial Academy of Arts (from 1866