Савицкий К. А.

На войну


1888

Холст, масло. 207,5 х 303,5

Пост. в 1897 из Зимнего дворца, Петербург


Показ драматических событий крестьянской жизни, тяготение к созданию больших картин-эпопей, эмоциональная напряженность сцен отличают творчество Савицкого, мастера сложных многофигурных композиций. Важную роль в реалистической направленности его искусства сыграло состоявшееся еще в годы обучения в Академии художеств знакомство с Крамским, ставшим идейным наставником и другом Савицкого. Вскоре после образования Товарищества передвижных художественных выставок Савицкий заявил себя одним из самых активных его членов. Во многом продолжая обличительную линию «шестидесятников», Савицкий в то же время стремился к созданию положительных крестьянских образов.

Эта важная тенденция развития искусства критического реализма 1870–1880-х годов нашла отражение в картине «На войну». Замысел картины был навеян впечатлениями, связанными с русско-турецкой войной 1877–1878 годов. Художник работал над этим огромным по размерам полотном почти десять лет.

Первый вариант картины, дошедший до нас во фрагментах, был закончен в 1880 году, но он не удовлетворил мастера. В течение последующих восьми лет Савицкий трудился над вторым вариантом произведения, достигнув в нем значительно большего художественного обобщения. Типичная для военных лет сцена проводов на войну трактована как народное горе. Художник прежде всего стремится передать настроение безысходности, показать чувства солдат и провожающих их близких в минуту разлуки перед отправкой воинского эшелона. В толпе выделено несколько групп, в каждой из которых по-разному выражено душевное состояние персонажей. В картине нет единого центра, ни одна группа не главенствует, все они внутренне взаимосвязаны, подчинены общей идее и лишь в совокупности полностью ее раскрывают. Художник передает многочисленные оттенки личных человеческих переживаний от исступленного отчаяния женщины, разлучаемой с мужем, до безмолвного горя старухи, припавшей к груди сына. Образ этого немолодого, окруженного семьей, сурового, сдерживающего свои чувства крестьянина отличается убедительной психологической характеристикой. Среди новобранцев особенно выделен молодой солдат, растерянно обернувшийся напоследок к рвущейся к нему жене.

Савицкий Константин Аполлонович
1844, Таганрог - 1905, Пенза

Живописец, рисовальщик, гравер; жанрист, иллюстратор.

Учился в ИАХ (1862, 1867-1873). Жил и работал в Париже, а в летние месяцы в Оверни и в местечке Вель в Нормандии (1874-1875). Действительный член ИАХ (с 895), академик (с 1897), член ТПХВ (с 1878, с 1872 — экспонент). Преподавал в ЦУТР барона А. Л. Штиглица (1883-1889), в МУЖВЗ (1891-1897) и в пензенском художественном училище (1897-1905). Основатель и директор этого училища (1897) и создатель Пензенского художественного музея (1898). Участник выставок академических, передвижных, общества русских акварелистов, всероссийских (1882, 1896), Всемирной в Париже (1878). Жил в Динабурге (Литва), Петербурге, Москве (с 1891) и Пензе (с 1897).

Savitsky K.A.

To War


1888

Canvas, oil.


Konstantin Savitsky's epic paintings of dramatic events from the lives of the peasantry were renowned for their emotional tension and psychological depth. To War is one of the best known pictures of this master of complex, multi-figured compositions. Savitsky spent almost ten years working on this monumental canvas, which was inspired by the events of the Russo-Turkish War (1877–1878). Depicting the dispatching of a troop train, this scene is interpreted as a national sorrow. The master attempts to capture the general mood of hopelessness, showing the feelings of the soldiers and their relatives. The crowd consists of several small groups, each one expressing the states of mind of the characters in a different way. There is no single centre or dominant group; everything is mutually connected and subordinated to the main idea. The artist conveys a broad range of human emotions, from the despairing woman parting with her husband to the silent grief of the old woman clinging to her son's breast. The psychological image of the elderly peasant surrounded by his family is particularly profound. A young soldier turns to his wife in confusion. The sharp contrasts of blue and red and the cold colour scheme increase the impression of alarm and worry. This picture was widely acclaimed by contemporaries.

Savitsky Konstantin Apollonovich
1844, Таганрог - 1905, Пенза

Живописец, рисовальщик, гравер; жанрист, иллюстратор.

Учился в ИАХ (1862, 1867-1873). Жил и работал в Париже, а в летние месяцы в Оверни и в местечке Вель в Нормандии (1874-1875). Действительный член ИАХ (с 895), академик (с 1897), член ТПХВ (с 1878, с 1872 — экспонент). Преподавал в ЦУТР барона А. Л. Штиглица (1883-1889), в МУЖВЗ (1891-1897) и в пензенском художественном училище (1897-1905). Основатель и директор этого училища (1897) и создатель Пензенского художественного музея (1898). Участник выставок академических, передвижных, общества русских акварелистов, всероссийских (1882, 1896), Всемирной в Париже (1878). Жил в Динабурге (Литва), Петербурге, Москве (с 1891) и Пензе (с 1897).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library