Саврасов А. К.

Закат над болотом


1871

Холст, масло. 88 х 139,5

Пост. 1953 от С. З. Виглин


В картине Саврасова «Закат над болотом» образ природы проникнут печальным настроением догорающего сумрачного вечера. Художник хорошо передал очертания и движение низко проплывающих влажных облаков и клубящегося вдали тумана, многочисленные отблески заката на облаках и в воде, сочетание их с чистым желтовато-зеленым свечением проглядывающего кое-где вечернего неба. Все разнообразие тонов естественно и органично объединено здесь в спокойной синеватой гамме, прекрасно передающей характер освещения поздних сумерек.

Умение передавать на холсте тонкие градации цвета помогало создавать лирические художественные образы, казалось бы, бессодержательных мотивов национальной природы. Характерными примерами гармоничного использования тональных переходов живописи могут служить «Утро» (Ж-4110) Федора Васильева и «Закат над болотом» (Ж-5979) Алексея Саврасова, который в качестве педагога сыграл важную роль в становлении московской пейзажной школы и всегда оставался верен принципу первостепенной роли световоздушной среды в изображении природы. Даже при передаче редкого природного явления в картине «Радуга» (Ж-4114) художник добивается естественного впечатления, будто растворяя спектральные цвета в пространстве. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 9.



Саврасов Алексей Кондратьевич
1830, Москва – 1897, Москва

Живописец-пейзажист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1854).

Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного "видописца" К. И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В. Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ. Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.

Savrasov A.K.

Закат над болотом


1871

Canvas, oil.


В картине Саврасова «Закат над болотом» образ природы проникнут печальным настроением догорающего сумрачного вечера. Художник хорошо передал очертания и движение низко проплывающих влажных облаков и клубящегося вдали тумана, многочисленные отблески заката на облаках и в воде, сочетание их с чистым желтовато-зеленым свечением проглядывающего кое-где вечернего неба. Все разнообразие тонов естественно и органично объединено здесь в спокойной синеватой гамме, прекрасно передающей характер освещения поздних сумерек.

Умение передавать на холсте тонкие градации цвета помогало создавать лирические художественные образы, казалось бы, бессодержательных мотивов национальной природы. Характерными примерами гармоничного использования тональных переходов живописи могут служить «Утро» (Ж-4110) Федора Васильева и «Закат над болотом» (Ж-5979) Алексея Саврасова, который в качестве педагога сыграл важную роль в становлении московской пейзажной школы и всегда оставался верен принципу первостепенной роли световоздушной среды в изображении природы. Даже при передаче редкого природного явления в картине «Радуга» (Ж-4114) художник добивается естественного впечатления, будто растворяя спектральные цвета в пространстве. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 9.



Savrasov Alexei Kondratyevich
1830, Moscow — 1897, Moscow

Painter, graphic artist, teacher, landscapist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture andArchitecture (1848–1854).Award- ed the title of painter at the Imperial Academy of Arts (1850). Academician of painting (1854). Contributed to exhibitions (from 1852). Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1857–1882).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library