В конце 1870-х годов по возвращении на родину из заграничной командировки, Репин с особым вниманием изучал крестьянскую жизнь. Это нашло яркое отражение в самой капитальной его картине на современную тему, исполненной в ту пору, — «Проводы новобранца». Она писалась под впечатлением русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Художник остановился на одном из наиболее трогательных моментов — прощание с семьей молодого новобранца, выбрав местом действия типичный крестьянский двор, найденный им в подмосковной деревне Быково. Все чувства, отображенные в произведении, проявляются просто, чисто, искренне.
Художник тщательно готовился к осуществлению своего замысла, исполнив множество подготовительных работ. Произведение создавалось в течение 1877-1879 годов в Москве и в летнее время в Абрамцеве — расположенной под Москвой усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова, ставшей местом притяжения крупнейших художников и музыкантов. Всеволод Мамонтов, сын хозяина усадьбы, вспоминал: «…мы, конечно, прекрасно знали изображенный на этой картине двор Матвея Дмитриевича Рахмановского, крестьянина соседней с Абрамцевом деревни Быково».
Сентиментально-искренняя картина лишена внешней экспрессии, из-за чего кажется бытописательской и несколько статичной. Внутри замкнутого пространства, образованного хозяйственными постройками, удачно скомпонована многофигурная группа, смысловым центром которой стала сцена прощания матери с сыном. Общее настроение печали поддерживается коричневатым колористическим строем с акцентами красных, розовых, белых цветовых пятен.
Произведение требует неторопливого созерцания, позволяющего понять внутреннее состояние каждого персонажа. Умиляют изображения крестьянских мальчиков и девочек, к которым у Репина всегда было особое отношение: «Вообще деревенские дети очень умны, необыкновенно наблюдательны, а главное, они в совершенстве обладают чутьем в определении всех явлений жизни…».
Сразу по окончании картины она была приобретена президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем.
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении «Пенаты» (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 — ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества «Мир искусства». С 1918 — в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.
In the end of 1870-s, after returning home from a foreign trip, Repin started to pay special attention to the life of peasants. This interest was reflecting in his major work on the topic – Seeing off a Recruit. The painting was created under the influence of the Russo-Turkish War of 1877-1878. The artist depicted one of the most touching moments – a farewell bid by the family to a young recruit. The scene takes place in a typical country yard that the painter found in Bykovo village in the vicinity of Moscow. All feelings of the characters are expressed in a simple, clear, and sincere way. The artist thoroughly prepared for this panting and created numerous studies for it. The work was being painted in 1877-1879 in Moscow and in summer – also in the vicinity of Moscow, in Abramtsevo, a homestead of the famous art patron Savva Mamontov where famous artists and musicians used to meet. Immediately after the painting was finished it was purchased by the President of the Academy of Arts, Grand Duke Vladimir Alexandrovich.
Painter, draughtsman, watercolour painter, portraitist, history painter. Studied under local artists at the School of Military Topography in Chuguyev (1854-57), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863) and at the Imperial Academy of Arts (1864-71). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and France, lived mostly in Paris (1873-76). Academician (1876). Professor, full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1878, exhibited from 1874). Headed a studio at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894-1907) and taught at Princess Maria Tenisheva''s school of art (1895-98). Lived in St Petersburg and Moscow, settled in Kuokkala (1900).