Расцвет творчества И. Е. Репина приходится на конец 1870-х — 1880-е годы и совпадает с подъемом демократических тенденций в русской живописи. В этот период художником была создана большая часть его лучших исторических полотен, портреты, работ на темы жизни народа и революционно-освободительной борьбы. В представленном произведении художник развивает традиции В. Г. Перова-обличителя, трактуя образы в острогротесковом плане и в то же время очень самостоятельно, по-репински, увлекаясь яркой характерностью своих персонажей и событий крестьянской жизни.
В крестьянской России волостной писарь был человеком влиятельным. Именно через него шло всё взаимодействие государственных органов власти с сельскими жителями. Волостные писари поставляли сведения, которые, будучи сведены в масштабах губернии и страны, становились основой для отчётов, докладов, аналитических записок и реформаторских проектов. Свидетельством значимости должности волостного писаря свидетельствует и его жалованье, платившееся за счёт "мирских сборов" с подвластного населения, которое иной раз достигало зарплаты чиновника "из благородных".
В эскизе «В волостном правлении» запечатлена одна из сцен, увиденных художником в первые месяцы чугуевской жизни. В тесном помещении с низким потолком изображена группа людей, среди которых легко узнать старосту, священника, писаря. Репин с документальной точностью передает одежду и внешность стоящих на переднем плане крестьян. Острая наблюдательность, умение использовать позу и жест для образно-эмоциональной характеристики персонажа, мастерство создания психологической атмосферы события — все эти характерные особенности творчества И.Е.Репина можно видеть в этом произведении.
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении «Пенаты» (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 — ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества «Мир искусства». С 1918 — в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.
The peak of Repin’s creative work occurred in the end of 1870-s – 1880-s and coincides with the development of democratic tendencies in the Russian painting art. During this period the artist created the majority of his best historical paintings, portrait, depictions of everyday life of common people and revolutionary struggles. In this painting the artist develops the philippic tendencies introduced by V.G. Perov by giving his characters a grotesque feeling and at the same time depicting their bright nature and the events of everyday life in his own individual manner. A volost clerk was an influential person in a Russian village, a link between common peasants and state authorities. Volost clerks collected and submitted information for reports, memos, summaries, and reformation projects. Volost clerks were paid a salary “from people’s charges”, and sometimes the sum of such payments reached the level of remuneration payable to noble statesmen. This shows the importance of a volost clerk’s position. Keen observation skills, active use of poses and gestures to give emotional characteristics, masterful creation of psychological atmosphere – all these typical features of I.E. Repin’s style can be observed in this painting.
Painter, draughtsman, watercolour painter, portraitist, history painter. Studied under local artists at the School of Military Topography in Chuguyev (1854-57), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863) and at the Imperial Academy of Arts (1864-71). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and France, lived mostly in Paris (1873-76). Academician (1876). Professor, full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1878, exhibited from 1874). Headed a studio at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894-1907) and taught at Princess Maria Tenisheva''s school of art (1895-98). Lived in St Petersburg and Moscow, settled in Kuokkala (1900).