
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц — привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", — их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете. Е. Н. Хрущева (слева) и Е. Н. Хованская (справа) изображены в театральных костюмах во время исполнения пасторальной сцены из спектакля в театре Воспитательного общества благородных девиц. Любуясь застенчивостью и грацией девочек-подростков, художник рисует сцену с предельной цельностью колорита и изысканной гармонией каждого тона.
Екатерина Николаевна Хрущева (1761—1811), в замужестве фон Ломан. Дочь премьер-майора Н. С. Хрущева и Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Волконской. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, по окончании которого была награждена фрейлинским шифром Екатерины II.
Екатерина Николаевна Хованская (1762—1813) — княжна, в замужестве Нелединская-Мелецкая, принадлежала к древнему княжескому роду. Дочь полковника князя Н. В. Хованского и княгини Марии Николаевны, урожденной Щепотьевой. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с шифром Екатерины II. С 1786 года — супруга Ю. А. Нелединского-Мелецкого, поэта, статс-секретаря императора Павла I, сенатора, почетного опекуна Петербургского Воспитательного дома.
На портрете задорный "пастушок" — Хрущева, одетая в мужское платье, шутливо касается лица подруги — "пастушки" Хованской, которая робко стоит, придерживая рукой край одежды.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Левицкий Дмитрий ГригорьевичЖивописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г. К. Левицкого. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.
Dmitry Levitsky’s Smolny Girls were portraits of the Imperial Educational Society for Noble Girls (Smolny Institute). Founded at the initiative of Ivan Betskoi by Catherine the Great in 1764, the institute was housed at the Smolny Novodevichy Convent of the Resurrection in St Petersburg. Ivan Betskoi commissioned Levitsky to paint the portraits for the Smolny Institute. Ekaterina Khruschova (left) and Ekaterina Khovanskaya (right) are depicted performing a pastoral scene at the Smolny Institute.
Ekaterina Nikolaevna Khruschova (1761–1811): Daughter of Premier Major Nikolai Khruschov and Princess Praskovia Mikhailovna Volkonskaya. Studied at the Smolny Institute (1767–79). Graduated from the Smolny Institute.
Ekaterina Nikolaevna Khovanskaya (1762–1813): Daughter of Prince Colonel Nikolai Khovansky and Princess Maria Nikolaevna Schepotieva. Studied at the Smolny Institute (1767–79). Graduated from the Smolny Institute. Married Y. A. Meletsky (1786). Lived in Moscow (from 1798). Fled Moscow to escape Napoleon’s Grande Armée (1812) and died in Yarsolavl (1813).
Levitsky Dmitry Grigoryevich 1735, Kiev - 1822, St PetersburgLeading Russian eighteenth-century painter and portraitist. Son of Grigory Levitsky Nos, a priest and Ukrainian engraver. Moved to St Petersburg (c. 1758). Studied under Alexei Antropov. Worked in Moscow (17605). Nominated to the Academy (c. 1769). Academician (1770). Headed the portraiture class at the Imperial Academy of Arts (1771-87). Councillor (1776), member of the Academy council (1780). Retired for unknown reasons (1787). Worked as a free painter. Returned to the Academy council (1807).