Нелидова Екатерина Ивановна (1758–1839), с 1765 по 1775 воспитанница Смольного института; по окончании которого награждена золотой медалью второго достоинства и шифром Екатерины II. С 1776 фрейлина великой княгини Натальи Алексеевны. После ее смерти (1777) — фрейлина великой княгини Марии Федоровны. Камер-фрейлина и кавалерственная дама. Фаворитка Павла I. Последние годы жизни провела в Смольном институте, где занимала неофициальное положение дамы-патронессы. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 93.
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете.
Е. И. Нелидова изображена в театральном костюме, в котором исполняла танцевальный номер на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц. Художник показывает свою модель в опоэтизированном естественном бытии, в органическом слиянии с природой, в грациозном порыве искрящейся оптимизмом игры, на пороге сулящей надежды жизни.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г. К. Левицкого. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.
Сведения о реставрации
Реставрация до поступления в РМ
Реставрация, перевод на новый холст, А.Сидоров, 1889, Эрмитаж
Полная реставрация: Корнякова И.Н. (c 2008 по 2010)
Состояние сохранности до реставрации:
Двух и трехслойный изменившийся лак, нанесенный в разное время, перекрывал следы предыдущих реставраций. Многочисленные мелкие записи, располагавшиеся по всей поверхности, сильно изменились и заходили на авторскую живопись. В связи с потемнением лака «косметические» тонировки к выставкам выполнялись с учетом его приобретенного цвета. Таким образом, по голубовато-белому изображению неба были нанесены зеленые тонировки. Лак по своей структуре является хоть и потемневшей, но пленкой. Через него в искаженном колорите видна авторская живопись. Записи же, выполненные с целью перекрыть мелкие утраты, наносились плотным слоем под желто-коричневый лак, оптически были очень заметны, так как не были прозрачными. записи располагались в основном, как по мелким утратам, так и по сседаниям и кракелюру.
Комплекс проведенных мероприятий:
Прежде, чем приступить к выполнению основной задачи по раскрытию авторской живописи, были выполнены профилактические консервационные мероприятия – укрепление красочного слоя и дублирование кромок. При изучении видимой люминесценции поверхности живописи в УФ лучах хорошо определялись самые поздние записи. Те же, что лежали под всеми слоями лака, просматривались недостаточно определенно и были установлены в процессе расчистки. Такие записи были выявлены на изображении волос Нелидовой. В косом свете они были заметны по высоте и фактуре. В процессе работы они были откорректированы по уровню, фактуре и цвету. После удаления лака были раскрыты мелкие утраты на изображении неба в правой верхней части. Реставрационные тонировки выполнялись строго в пределах утрат, в абсолютном соответствии цвету авторской живописи.
Портрет после реставрации приобрел тонкий холодный колорит, зазвучали живописные нюансы, ушли желтый фильтр лака и несоответствующие авторской палитре записи.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 81.
Ekaterina Nelidova is depicted in a theatrical costume, performing a dance number on the stage of the Smolny Institute.
Ekaterina Ivanovna Nelidova (1758–1839): Daughter of Lieutenant Ivan Nelidov. Studied at the Smolny Institute (1765–77). Graduated with a gold medal and monogram of Catherine the Great. Ladyin-waiting to Grand Duchess Natalia Alexeyevna (from 1776) and Grand Duchess Marie Fyodorovna (from 1777). Lady of the bedchamber. Favourite of Tsar Paul. Spent the last years of her life at the Smolny Institute. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 93.
In the seventies of the 18th century Catherine II commissioned Levitsky to paint a series of "Smolyanki" that consisted of seven portraits of the pupils of the Smolny Institute for Noble Maidens – privileged educational establishment, opened in St. Petersburg in 1764 by decree of the Empress. Daughters of the nobles were preparing there for the Royal Court service and secular life. Talents that were "pleasant in society" were developed in girls. They were taught French and German languages, the elegant manners, as well as singing, dancing, playing musical instruments. The performances were often held in the Smolny Institute. Smolyanki acted out French comedies and also performed in ballet.
Leading Russian eighteenth-century painter and portraitist. Son of Grigory Levitsky Nos, a priest and Ukrainian engraver. Moved to St Petersburg (c. 1758). Studied under Alexei Antropov. Worked in Moscow (17605). Nominated to the Academy (c. 1769). Academician (1770). Headed the portraiture class at the Imperial Academy of Arts (1771-87). Councillor (1776), member of the Academy council (1780). Retired for unknown reasons (1787). Worked as a free painter. Returned to the Academy council (1807).