Боровиковский Владимир Лукич

Портрет Павла I


Год создания: 1800

Размер: 266 х 202

Техника: Холст, масло


Павел I (1754–1801) Российский император с 1796 г. Сын Петра III и Екатерины II. «Русский Гамлет», как его называли, – одна из трагических фигур на Российском престоле. В ночь на 11 марта 1801 года был убит в своей только что построенной резиденции – Михайловском замке.

На портрете Боровиковского, написанном примерно за год до гибели императора, Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь на груди и звезда на мантии справа) и святого Иоанна Иерусалимского (белый крест на груди).

В сентябре 1798 года, после занятия острова Мальта французами, Павел I издал манифест о принятии Мальтийского ордена под свое покровительство. Торжественное вступление императора в должность Великого магистра состоялось 29 ноября того же года. Петербург таким образом стал столицей католического духовно-рыцарского ордена, основанного крестоносцами в XI веке.

Попытка Павла I утвердить в России орденскую практику имела глубокие цели – придание светским государственным реформам сакрального, освященного церковью смысла,  и была своеобразным возвращением в область духовных ценностей после долгой череды лет екатерининского светского Просвещения.

У самых ног императора, как основание всего возводимого им теократического государства, изображен циркуль, инструмент вольного каменщика. В данном случае он также, скорее, атрибут средневековой ритуально-символической картины, чем действительная поддержка императором масонской организации. Циркуль лучше всего характеризует роль императора как создателя новой государственности, в которой духовная составляющая едва ли не важнее экономического процветания. Павел здесь - мастер средневекового строительного цеха, то есть, Гроссмейстер Мальтийского Ордена.  Чистота помыслов, служение Отечеству, защита христианства и опора в государственных вопросах на религию, объединение под одним царским венцом светской и религиозной роли правителя, – так  прочитываются программы российского императора на огромном парадном портрете на исходе XVIII века, таков образ императора Павла I в искусстве, созданный Боровиковским.

Borovikovsky Vladimir Lukich

Portrait of Paul I


Creation: 1800

Size: 266 х 202

Technique: Oil on canvas


Paul I (1754–1801) became Emperor in 1796. He was the son of Peter III and Catherine II. He was called “the Russian Hamlet” as he was one of the tragic figures who ruled in Russia. The portrait was painted almost one year before his assassination by conspirators. Paul I is depicted wearing a crown, an ermine mantle and a tunic of the Order of Malta.  He also wears the orders of St. Andrew and St. John of Jerusalem. (The Emperor became the Grand Master of the Sovereign Military Hospitaller Order of St. John of Jerusalem, of Rhodes and of Malta in 1798). At the feet of the Emperor, there is a pair of compasses, which is a Freemason’s instrument.

The programme of the official portrait reveals purity of the Emperor's intentions, his duty toward Russia and the union of the secular and religious power.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library