Картина относится к серии работ, навеянных видами подмосковного Новоиерусалимского монастыря, и является характерным примером живописной пластики Лентулова, сочетающей предельную цветовую насыщенность с динамичностью, «взвихренностью» форм. Художник «раздробляет» красочную старинную архитектуру на отдельные яркие фрагменты, уподобляя их по декоративности своеобразному мозаичному панно, где каждый мазок начинает звучать подобно яркому кусочку смальты. Бунтарский, революционный дух живописи Лентулова уловил провидец Велимир Хлебников: «Колокольни с высокими просветами клонились, как перешибленный палкой и вдруг согнувшийся и схватившийся за живот человек или сломанный в нескольких местах колос… Это сквозь живопись прошла буря; позднее она пройдет сквозь жизнь; и много поломится колоколен». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 284.
Посетив Новый Иерусалим, монастырский комплекс в Подмосковье, Лентулов создал целую серию архитектурных пейзажей. Непосредственные натурные впечатления сплавлены здесь с фантазией художника и выражены в остро динамичной манере. Живописец создает красочную комбинацию архитектурных конструкций, передающую объемно-пространственный строй памятника, музыку его пластических и цветовых форм. Полотно весьма характерно для творчества художника периода 1910-х. Для него показательны элементы кубистической геометризации, повышенная экспрессия, контрастность сопоставлений.
Живописец, художник театра.
Родился в с. Воронье (Пензенская губерния). Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905), в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко (1900–1905), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906–1910). В Париже самостоятельно работал в студии А. Ле Фоконье, познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метценже (1911). Тогда же посетил Италию. Участник многих выставок: «Венок» (1907), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), «Союз русских художников» (1910), «Мир искусства» (1911, 1912). Член-учредитель объединения «Бубновый валет» (1910–1916), член Ассоциации художников революционной России (1926–1927), организатор и председатель Общества московских художников (1928–1929). В ранних полотнах, переосмыслив кубизм и фовизм, разрабатывает самобытный тип футуристического панно. Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры («Василий Блаженный», 1913; «Звон (колокольня «Иван Великий»)», 1915). Декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформил, в частности, постановку «Прометей» А. Н. Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее («Испанский священник» Д. Флетчера во 2-м МХАТе, 1934). С начала 1920-х переходит к произведениям менее масштабным и более натурным, создав серии пейзажей – сергиево-посадские, волжские и крымские. В 1917–1943 преподавал в художественных учебных заведениях Москвы. С 1919 сотрудничал в Институте художественной культуры.
Churches. New Jerusalem was one of a series of works inspired by the New Jerusalem Monastery outside Moscow. A typical example of Aristarkh Lentulov’s painterly plastics, it combines rich colours with dynamic and «vortex» forms. The artist smashes the Old Russian architecture into bright fragments decoratively similar to an original mosaic panel; every brushstroke rings out like a piece of smalt. Velimir Khlebnikov noted the revolutionary spirit of Lentulov’s art: «Steeples with high apertures bowed, like a man fractured by a stick suddenly stooping and clutching at his stomach or an ear of corn broken in several places ... The storm passed through his painting; one day it will pass through life and will smash many steeples.» Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 284.
Painter, theatrical designer. Studied at the Nikolai Seliverstov School of Art in Penza (1888-1900, 1905), Kiev School of Art (1900-1905) and Dmitry Kardovsky's studio in St Petersburg (1906-1907). Worked independently at Henri le Fauconnier's studio (1911). Contributed to exhibitions (from 1907). Member of the Jack of Diamonds (from 1910), Association of Artists of Revolutionary Russia (1926-1927) and the Society of Moscow Artists (1928-1929). Contributed to the exhibitions of Wreath (1907), Link (1908), Wreath/Stephanos (1908), Union of Russian Artists (1908) and the World of Art (1911, 1912). Headed the theatrical design studios at the First Free Art Studios (1919) and the department of theatrical design at the Higher Art and Technical Studios (1920). Taught at the department for raising theatrical designers' qualifications at the Institute of Fine Arts in Moscow (1932).