Машков И. И.

Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского


1910

Холст, масло. 208 x 270

Пост. в 1986 от С. А. Шустера, Ленинград


Картина принадлежит раннему периоду истории русского авангарда. Она впервые экспонировалась на московской выставке с эпатирующим названием «Бубновый валет», устроенной молодыми новаторами во главе с М. Ф. Ларионовым зимой 1910–1911 годов. Машков был одним из бунтарей, ради «оздоровления» живописи обратившихся к ранее отчужденным из сферы высокого искусства явлениям – вывеске, подносу, лепным и резным игрушкам с их наивной характерностью и цветовой насыщенностью, к эстетике балаганного и площадного действа. Его необычная картина с ее огромными размерами и гипертрофированными формами, обведенными темным контуром, изображающая музицирующих обнаженных «геркулесов» в окружении гирь, гантелей и книг – Библии, монографий о Джотто и Сезанне, кумирах молодых художников, о древностях Египта, Греции и Италии – воспринималась как манифест нового направления, устремленного к его казавшейся в те дни грубой и в то же время крепкой, мастерской живописи, с гипнотизирующими взглядами персонажей, дразнил юной дерзостью и побуждал к рассматриванию, к размышлению, к пониманию. (В. К.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 148.

Кончаловский Петр Петрович (1876, Славянск Харьковской губернии – 1956, Москва) – живописец, график; художник театра. Учился в РШ М. Д. Раевской-Ивановой в Харькове; в ЦСУТР; в академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лоранса, Ж.-Ж. Бенжамен-Констана в Париже (1896–1898), в ВХУ при ИАХ (1898–1905). Участник выставок с 1907. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 397.

Машков Илья Иванович
1881, ст. Михайловская Саратовской губ. – 1944, Москва

Живописец, график, педагог; портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.

Родился в станице Михайловская (Саратовская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1900–1904, 1907–1908) у А. Е. Архипова, В. А. Серова, К. А. Коровина. Участник выставок с 1909. Член-учредитель и секретарь объединения «Бубновый валет» (1910–1914). В этот период увлекался народным искусством, «живописью подносов» Жостова и определял свой стиль как «саму живописность». Его огромное полотно «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (первая выставка «Бубновый валет», 1910) с полуобнаженными фигурами музицирующих атлетов было задумано как манифест новаторского подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом. Стиль Машкова, русский, яркий, сочный и, в то же время, «сезаннистский», наиболее полно проявился в его знаменитых натюрмортах. Член и экспонент объединений «Мир искусства» (с 1916), «Московские живописцы» (с 1925), Ассоциации художников революционной России – Ассоциации художников революции (1925–1930, 1932), Общества Московских художников (1928). Основатель и руководитель художественной студии (Москва, 1904–1917). Преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте в Москве (1920–1929).

Mashkov I. I.

Self-Portrait and Portrait of Pyotr Konchalovsky


1910

Oil on canvas. 208 x 270

Received in 1986 from S. A. Shuster, Leningrad


This picture was painted specially for the Jack of Diamonds exhibition in 1910. It was compared to a signboard containing everything one could possibly say about the Jack of Diamonds movement. It is a declaration of the cult of physical health and strength, the elevation of the soul and cultural values. Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 319.

This work belongs to the early period of the history of the Russian avant-garde. It was unveiled at the Jack of Diamonds exhibition organised by a group of young artists led by Mikhail Larionov in the winter of 1910/11. Ilya Mashkov was one of the rebel artists who hoped to “rejuvenate” art with the help of phenomena previously excluded from the realms of high art – naïve and motley signboards, trays, wooden and plasticine toys and the aesthetics of fairground shows. This unusual picture, with its enormous dimensions and hypertrophied forms united by a dark contour, depicts two naked strongmen playing music surrounded by weights, dumb-bells and books – the Bible and monographs on Giotto and Cézanne (the idols of the young artists). Mashkov’s portrait was perceived as a manifesto of a new movement in art, intending to make viewers pause, look and think.

Mashkov Ilya Ivanovich
1881, Mikhailovskaya (Don Region) - 1944, Abramtsevo (outside Moscow)

Painter, graphic artist, teacher, portraitist, genre artist. Studied under Abram Arkhipov, Konstantin Korovin and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1900-1909). Member of the Jack of Diamonds (1911), World of Art (1916), Society of Moscow Artists (1924-1928) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (from 1924). Contributed to exhibitions (from 1902). Contributed to the exhibitions of the New Society of Artists (1909), Golden Fleece (1909-1910), Vladimir Izdebsky Salon (1909-1911), Jack of Diamonds (1910-1914), Moscow Salon (1911), Salon des Independants (1911, 1912) World of Art (1911, 1912, 1915-1922, 1929), Society of Moscow Artists (1927, 1928) and the Venice Biennale (1924). Taught in his own studio in Moscow (1904-1917) and at the Free Art Studios/ VKhUTEMAS/Higher Art and Technical Institute (1920-1930). Headed the central studio of the Association of Artists of Revolutionary Russia (1925-1929). Honoured artist of the RUSSIAN SOVIET FEDERATED SOCIALIST REPUBLIC (1928).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library