![](https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_11323/2081_mainfoto_01.jpg)
Картина принадлежит раннему периоду истории русского авангарда. Она впервые экспонировалась на московской выставке с эпатирующим названием «Бубновый валет», устроенной молодыми новаторами во главе с М. Ф. Ларионовым зимой 1910–1911 годов. Машков был одним из бунтарей, ради «оздоровления» живописи обратившихся к ранее отчужденным из сферы высокого искусства явлениям – вывеске, подносу, лепным и резным игрушкам с их наивной характерностью и цветовой насыщенностью, к эстетике балаганного и площадного действа. Его необычная картина с ее огромными размерами и гипертрофированными формами, обведенными темным контуром, изображающая музицирующих обнаженных «геркулесов» в окружении гирь, гантелей и книг – Библии, монографий о Джотто и Сезанне, кумирах молодых художников, о древностях Египта, Греции и Италии – воспринималась как манифест нового направления, устремленного к его казавшейся в те дни грубой и в то же время крепкой, мастерской живописи, с гипнотизирующими взглядами персонажей, дразнил юной дерзостью и побуждал к рассматриванию, к размышлению, к пониманию. (В. К.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 148.
Кончаловский Петр Петрович (1876, Славянск Харьковской губернии – 1956, Москва) – живописец, график; художник театра. Учился в РШ М. Д. Раевской-Ивановой в Харькове; в ЦСУТР; в академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лоранса, Ж.-Ж. Бенжамен-Констана в Париже (1896–1898), в ВХУ при ИАХ (1898–1905). Участник выставок с 1907. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 397.
Живописец, график, педагог; портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.
Родился в станице Михайловская (Саратовская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1900–1904, 1907–1908) у А. Е. Архипова, В. А. Серова, К. А. Коровина. Участник выставок с 1909. Член-учредитель и секретарь объединения «Бубновый валет» (1910–1914). В этот период увлекался народным искусством, «живописью подносов» Жостова и определял свой стиль как «саму живописность». Его огромное полотно «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (первая выставка «Бубновый валет», 1910) с полуобнаженными фигурами музицирующих атлетов было задумано как манифест новаторского подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом. Стиль Машкова, русский, яркий, сочный и, в то же время, «сезаннистский», наиболее полно проявился в его знаменитых натюрмортах. Член и экспонент объединений «Мир искусства» (с 1916), «Московские живописцы» (с 1925), Ассоциации художников революционной России – Ассоциации художников революции (1925–1930, 1932), Общества Московских художников (1928). Основатель и руководитель художественной студии (Москва, 1904–1917). Преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте в Москве (1920–1929).
This picture was painted specially for the Jack of Diamonds exhibition in 1910. It was compared to a signboard containing everything one could possibly say about the Jack of Diamonds movement. It is a declaration of the cult of physical health and strength, the elevation of the soul and cultural values. Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 319.
This work belongs to the early period of the history of the Russian avant-garde. It was unveiled at the Jack of Diamonds exhibition organised by a group of young artists led by Mikhail Larionov in the winter of 1910/11. Ilya Mashkov was one of the rebel artists who hoped to “rejuvenate” art with the help of phenomena previously excluded from the realms of high art – naïve and motley signboards, trays, wooden and plasticine toys and the aesthetics of fairground shows. This unusual picture, with its enormous dimensions and hypertrophied forms united by a dark contour, depicts two naked strongmen playing music surrounded by weights, dumb-bells and books – the Bible and monographs on Giotto and Cézanne (the idols of the young artists). Mashkov’s portrait was perceived as a manifesto of a new movement in art, intending to make viewers pause, look and think.
Painter, graphic artist, teacher, portraitist, genre artist. Studied under Abram Arkhipov, Konstantin Korovin and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1900-1909). Member of the Jack of Diamonds (1911), World of Art (1916), Society of Moscow Artists (1924-1928) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (from 1924). Contributed to exhibitions (from 1902). Contributed to the exhibitions of the New Society of Artists (1909), Golden Fleece (1909-1910), Vladimir Izdebsky Salon (1909-1911), Jack of Diamonds (1910-1914), Moscow Salon (1911), Salon des Independants (1911, 1912) World of Art (1911, 1912, 1915-1922, 1929), Society of Moscow Artists (1927, 1928) and the Venice Biennale (1924). Taught in his own studio in Moscow (1904-1917) and at the Free Art Studios/ VKhUTEMAS/Higher Art and Technical Institute (1920-1930). Headed the central studio of the Association of Artists of Revolutionary Russia (1925-1929). Honoured artist of the RUSSIAN SOVIET FEDERATED SOCIALIST REPUBLIC (1928).