Ларионов М. Ф.

Парикмахер


1907

Холст, масло. 77,5 x 59,5

Пост. в 1920 из Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, Москва


Выдержанная в светлом колорите, картина написана под сильным впечатлением от провинциальной жизни, ее замедленных ритмов, своеобразной «ритуальности» действий. В этом произведении, ироничном и забавном, заметен интерес Михаила Ларионова к вывескам над лавками, характерным для провинциальных городов. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 293.

Ларионов в своем искусстве прошел сложный и бурный путь поисков от импрессионизма до футуризма, был основоположником лучизма, одного из направлений, приведшего к абстракционизму. В 1915 году по приглашению С. П. Дягилева, для оформления его Русских сезонов, он уехал во Францию и остался там. В период увлечения народным искусством, лубком, Ларионов призывал учиться у создателей вывесок, а не у преподавателей Академии художеств. Картина «Парикмахер», написанная в 1907 году, входит в «провинциальный цикл», выполненный в стиле неопримитивизма. 



Ларионов Михаил Федорович
1881, Тирасполь Бессарабской губ. – 1964, Фонтенэ-о-Роз, Франция

Живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник.

Родился в Тирасполе (Бессарабская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1898–1910, с перерывами) у А. Е. Архипова, В. А. Серова и К. А. Коровина. Инициатор открытия первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Создатель теории лучизма – одного из первых опытов беспредметного искусства. Один из ведущих художников антрепризы С. П. Дягилева, по приглашению которого в 1915 выехал вместе с Н. С. Гончаровой в Швейцарию, затем в Италию. С 1919 постоянно жил в Париже. 

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества. В 1907 открыл для себя народное примитивное искусство – русский лубок, ремесленную вывеску. Коллекционировал индийские, персидские и кавказские народные картинки. Эти увлечения отразились на его живописи. Появляются серии «Франты», «Парикмахеры», «Солдатская серия». В 1913 подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков. Инициатор открытия первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914).

Создатель теории лучизма – одного из первых опытов беспредметного искусства. Опубликовал брошюру «Лучизм» (1913), подписал коллективную декларацию русских художников – манифест «Лучисты и будущники» (1913). Активно работал в области футуристической книги. Создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А. Е. Крученых, В. В. Хлебникова, К. А. Большакова. Один из ведущих художников антрепризы С. П. Дягилева, по приглашению которого в 1915 выехал вместе с Н. С. Гончаровой в Швейцарию, затем в Италию. С 1919 постоянно жил в Париже. Оформил балеты «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова (1916), «Шут» С. С. Прокофьева (1921) и др. 

Larionov M. F.

Barber


1907

Oil on canvas. 77,5 x 59,5

Received in 1920


Mikhail Larionov’s Barbers series (1907–09) reflects his fascination with the art of urban folklore, which seemed to him refreshingly free of any schooling. Lightly parodying the urban signboard, this genre painting humorises a scene in a barber’s shop. Larionov simplifies the subject and primitivises its artistic structure, incarnating the concept of Everythingism. One of the many avant-garde ideas of the early twentieth century, Everythingism or vsyochestvo proposed the free usage of various subjects and language stylistics in a work of art. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 293.



Larionov Mikhail Fyodorovich
1881, Tiraspole - 1964, Fontenay-aux-Roses (France)

Painter, graphic artist, leader of the Russian avant-garde movement. Studied under Isaac Levitan, Valentin Serov and Konstantin Korovin at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1898-1910). Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the exhibitions of the Union of Russian Artists (1906-1910), World of Art (1906, 1911-1913, 1915), Stephanos (1907-1908), Wreath (1908), Link (1908), Exhibition of Modern Trends in Art (1908), Golden Fleece Salons (1909-1910), Wreath/ Stephanos (1909), Vladimir Izdebsky Salon (1909-1910), Jack of Diamonds (1910), Union of Youth (1910-1912), Donkey's Tail (1912), Der Blaue Reiter (1912), Der Erste Deutsche Herbstsalon (1913), Target (1913), No. 4. Futurists, Rayonists, Primitive (1914), 1915 (1915), International Exhibitions in Venice (1907, 1920) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906, 1921) and Berlin (1906). Designed for Sergei Diaghilev's Ballets Russes (1914-1929).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library