Образ, воплощенный в картине «Голова крестьянина», можно назвать пророческим и одновременно ключевым в понимании всего «крестьянского цикла» Малевича. Малевич пишет «Голову крестьянина», как иконописец пишет икону, где реальность, жизненные ощущения выступают как обогащающий источник сложившейся традиции. Угрюмый крестьянин, запечатленный на холсте, напоминает раннехристианские иконы «Святой Николай с житием», русский тип иконы «Христос Ярое Око» и в то же время персонажей лубочных картинок. Фоном «лику» служит сцена жатвы, как песенный припев сопровождающая многие работы «крестьянского цикла». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 337.
Отстаивая свои новые художественные убеждения, Малевич чрезвычайно много черпал в духовной культуре русского крестьянства. Замысел и образность его произведений строились на мощном фундаменте русской иконописной традиции. Формат холста и композиционное решение напоминают «житийную икону». Торжественно-суровое лицо-лик на красном кресте — это мистическое предвидение трагической судьбы художника и символ судьбы почти уничтоженного к концу 1920-х годов русского крестьянского мира. Фон картины, разделенный на части, напоминает житийные клейма, пейзажи в которых написаны в разной живописной манере — от импрессионизма через кубофутуризм к супрематизму — словно это символические ступени восхождения художника; супрематический красный крест Малевича.
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог.
Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927).
В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма
Kazimir Malevich’s Head of a Peasant can be regarded as a prophetic image. It also contains the key to the understanding of the artist’s entire Peasant Cycle. Malevich paints Head of a Peasant in the same way as an icon-painter paints an icon, with the real life sensations acting as a source enriching ageold tradition. The sullen peasant depicted on the canvas recalls the early Orthodox icon The Life of St Nicholas, a Russian form of the image of Christ Furious Eye, and the characters of traditional Russian wood engravings (lubok). The background for the peasant’s icon-like face is a scene of harvesting, which accompanies many of the works of Malevich’s Peasant Cycle. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 343.
Confirming his new artistic beliefs, Kazimir Malevich derived a great deal of inspiration from the spiritual culture of the Russian peasantry. The concepts and imagery of his works were heavily influenced by the traditions of Russian icon-painting. The format of this canvas and the composition recall an hagiographic icon. The solemn and austere countenance on the red cross is a mystical vision of the artist’s own future tragedy and a symbol of the fate of the Russian peasantry — virtually destroyed by the end of the 1920s. The background of the picture is divided into two parts, recalling hagiographic scenes. The landscapes are painted in different artistic styles, ranging from Impressionism to Cubo-Futurism and Suprematism, symbolising the steps of the artist’s ascent or Malevich’s Suprematist red cross.
Painter, graphic artist, writer on art, portraitist, landscapist, abstractionist. Studied at the Kiev School of Art (1895-1896) and Fyodor Roehrberg's studio in Moscow (1906-1910). Contributed to exhibitions (from 1905). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (from 1907), Donkey's Tail (1912), Target (1913), Der Blaue Reiter (1912), Salon des Independants (1914), Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915) and 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-1916). Designed the sets and costumes for the Futurist opera "Victory Over the Sun" (1913). Member of the Union of Youth (1910) and Jack of Diamonds (1910, 1916). Founded the AFFIRMES OF THE NEW ARTgroup (1920). Worked for Department of An People's Commissariat of Education (1918-1919). Director of the Museum/Institute of Artistic Culture in Petrograd/Leningrad (1923-1926).