Глебова (урожденная Филонова) Евдокия Николаевна (1888–1980) — младшая сестра художника, певица, педагог вокала. Е. Н. Глебова после смерти брата и его жены, Е. А. Серебряковой, в блокадном Ленинграде, уезжая в 1942 в эвакуацию, передала произведения П. Н. Филонова на временное хранение в Русский музей. По возвращении бережно хранила их у себя. Вторично передала наследие Филонова в Русский музей в 1960 году. В 1977 году принесла в дар музею 300 произведений живописи и графики, а незадолго до смерти завещала еще 15 работ.
«Портрет Е. Н. Глебовой» кисти «смутьяна холста» Павла Филонова — произведение решительно отличающееся от того, что создает художник в это же время. Нет здесь ни свойственной Филонову свободы обращения с натурой, ни пугающей зашифрованности образа, ни обычной полифонии выразительных средств. Напротив, здесь неожиданно проявился интерес художника к классике. Невольно вспоминаются долгие часы, проведенные им в Эрмитаже, когда он, остановясь у полотен мастеров Северного Возрождения, был поражен несуетностью и простотой, с которой они изображали своих героев. Особое чувство доверительности рождали тщательно выписанные детали обыденной обстановки, вторгшиеся в канонические изображения святых. Евдокия Глебова была для Филонова самым близким человеком в семье. Он восхищался ее музыкальным талантом и всегда прислушивался к ее мнению, поэтому можно предположить, что, более консервативная в своих вкусах и суждениях об искусстве, сама Глебова каким-то образом повлияла на выбор манеры, в которой написан портрет. Впрочем, по словам Филонова, он мог работать в любой манере, главное — найти пластический язык, эквивалентный образу. (О. Ш.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 117.
Филонов Павел НиколаевичЖивописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.
Yevdokia Nikolaevna Glebova (née Filonova) (1888–1980): Singer, vocal teacher, younger sister of the artist.
After the death of Pavel Filonov and his wife in the Siege of Leningrad, his sister Yevdokia Glebova was evacuated from the blockaded city. Before leaving Leningrad in 1942, Yevdokia transferred all her brother’s works to the Russian Museum for temporary storage. On her return after the war, she took the works back and carefully kept them at her home until 1960, when she again entrusted them to the Russian Museum. In 1977, shortly before she died, Yevdokia Glebova officially donated three hundred works of painting and graphic art to the Russian Museum, followed by another fifteen works.
Pavel Filonov’s Portrait of Yevdokia Glebova differs markedly from the artist’s other works of the period. The picture is devoid of his usual free approach to the sitter, frightening encoded images and polyphonic expressive resources. The artist unexpectedly betrays his interest in classical art and long hours spent in the Hermitage, admiring the canvases of the North Renaissance masters and the simplicity with which they portrayed their heroes. Filonov noted that scrupulously painted details of an everyday setting in the canonic image of a saint evoked a special feeling of authenticity.
Yevdokia Glebova was particularly close to Pavel. He highly rated her talent for music and always listened to her opinions. More conservative than her brother in her artistic tastes, Yevdokia possibly influenced his choice of technique in this portrait. Pavel Filonov claimed that he could work in any manner; the most important thing was to find a plastic tongue equivalent to the image.
Filonov Pavel Nikolaevich 1882/83, Moscow - 1941, LeningradPainter, graphic artist, theatrical designer, poet. Studied at painting studios in St Petersburg (1897-1901), Lev Dmitriyev-Kavkazsky''s studio (1913-08), School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1893-1901) and under Vasily Savinsky and Jan Ciaglinskj at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1908-10). Contributed to exhibitions (from 1910). Founding member of the Union of Youth (1910). Founded the Made Pictures studio of painters and draughtsmen and published its manifesto (1914; second version published in 1923). Helped to design the sets and costumes for a production of Vladimir Mayakovsky: A Tragedy (1913). Wrote the poem Chant of Universal Flowering (1914-15). Headed the Department of General Ideology at the Museum of Artistic Culture (1923). Helped to write the statute of the Institute of Artistic Culture. Formed the Masters of Analytical Art (1923).