Левитин Анатолий Павлович

Теплый день


1957

Холст, масло. 190 х 122

Пост. в 1961 через МК РСФСР, Москва


Картина олицетворяет начало десталинизации советского искусства, развернувшейся после официального разоблачения культа личности Сталина в 1957 году. Изображение девушки, отдыхающей после простой домашней работы, не соотносится ни с одной из идеологических формул. Вольно или невольно Левитин избегает портретных и сюжетных штампов, характерных для социалистического реализма. Он утверждает своим полотном ценность мгновения «здесь и сейчас». Любование красотой юности, наслаждение светом и теплом — простые общечеловеческие радости, художник искренне делится ими со зрителем и не навязывает ему дополнительных идеологических смыслов.

Для счастья народа. Каталог выставки Русского музея в Малаге. 2018. С. 123.

Левитин Анатолий Павлович
1922, Москва - 2018, Санкт-Петербург

Советский и российский живописец, педагог, профессор.

В 1936—1941 годах занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации в 1945 году был принят на второй курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.  Е. Репина. В 1951 году окончил институт по мастерской академика Б. Иогансона. Дипломная работа — картина «Обмен стахановским опытом». В 1951 году принят в члены Ленинградского Союза художников. Участник ленинградских, республиканских и всесоюзных выставок с 1951 года. Первую большую известность принесло участие во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, где его картина «Тёплый день» получила бронзовую медаль. Писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи. С 1987 года возглавлял живописную мастерскую Красноярского государственного художественного института. Член Президиума (с 2000 года) и Вице-президент (с 2009 года) Российской академии художеств. Академик АХ СССР (1988; член-корреспондент 1975). Народный художник РСФСР (1980).

Levitin Anatoly Pavlovich

Warm Day


1957

Oil on canvas. 190 х 122

Received in 1961 via the Ministry of Culture of the RSFSR


The painting emblematizes the beginning of Soviet art’s process of de-Stalinization, which gathered momentum after the official denunciation of Stalin’s personality cult in 1956. This image of a girl resting after some ordinary housework had no connection with any existing ideological formulae. Whether consciously or not, Levitin avoids all Socialist Realist portrait and subject clichés in the canvas, simply affirming the value of the moment, the “here and now”. Admiration of youthful beauty and enjoyment of sunlight and warmth: these basic joys common to all humanity are shared by the artist with viewers in sincere fashion, with no imposed ideological message.

Levitin Anatoly Pavlovich
born 1922, Moscou

Painter; teacher. Studied at the art high school of the Ilya Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture in Leningrad (from 1936). Fought in World War II (1941–1945). After the war, enrolled at the Ilya Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture (1945–1951). Contributed to exhibitions (from 1951). Bronze medal at the World Exhibition in Brussels (1957), silver medal of the USSR Academy of Arts (1958). Honoured Artist of the RSFSR (1963), People’s Artist of the RSFSR (1980). Head of a painting studio in Krasnoyarsk (from 1987); professor (from 1994). Full member of the USSR Academy of Arts (1988); member of the presidium of the Russian Academy of Arts (1997). Gold medal from the Russian Academy of Arts (2002).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library