„Крестьянская семья (Святое семейство)", как и „Масленица“ (1913–1914), относится к циклу „Ввод в мировый расцвет“, одноименному творческой декларации Филонова. В эти же годы художник работает над поэтическим сборником „Пропевень о проросли мировой“ (издана в 1915). Не случайно один из рисунков, иллюстрирующих книгу („Переселенцы“), обнаруживает сходство с живописным полотном.Филонов воплотил в картине свое понимание евангельской легенды. Образы, воплощенные в „Святом семействе“, восходят к простонародным типам. Филонов намеренно подчеркивает грубый, земной облик Иосифа, одновременно насыщая его и чертами иконописного лика. Откровенно будничным, а не возвышенным, как это можно было бы ожидать, воспринимается образ младенца Христа — в странной, неудобной позе он „восседает“ на руках у Марии, белокурой красавицы с большими голубыми глазами. Филонов стремится воплотить в картине свои представления о гармонии человеческого бытия, о красоте, далекой от внешней красивости, о мудрости прошлых поколений, возвысивших простое, житейское до нравственного идеала, акцентируя русский, славянский характер созданных им образов.
Животный мир и человеческий для художника изначально неразрывны, люди и звери существуют в гармоничном единстве. В картине „Святое семейство" лошадь и собака, курица и петух равноправные члены крестьянской семьи, они равновелики людям, имеют «человеческий» взгляд, и все герои картины сопереживают друг другу.
„Крестьянская семья“ Филонова запоминается многокрасочностью, необыкновенным сиянием цвета в картине. Палитра живописца заставляет вспомнить любимых им венецианцев, но есть у художника свой „камертон“ — он ощутим в тончайших оттенках лиловато-сиреневого цвета. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 334.
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.
Pavel Filonov’s Peasant Family (The Holy Family) belongs to his Towards a Universal Blooming cycle of paintings. By the term «universal blooming», the artist implied a single front that would reveal and realize common human values, with the spiritual role of the artist as its constituent element. Filonov called himself an «artist of the universal blooming» and conceived every painting as an independent and organic development of artistic forms. Like other contemporaries, Pavel Filonov addresses canonic subjects from the New Testament, confirming the eternal nature and the philosophical importance of certain situations. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 334.
Filonov believed that the animal and human worlds were once indivisible, when people and animals lived in harmonic unity. The horse, dog, cockerel and hen are fully-fledged members of the Peasant Family (Holy Family). The equals of the human beings, they have human facial expressions. All the heroes of this painting express their sympathy for one another.
Painter, graphic artist, theatrical designer, poet. Studied at painting studios in St Petersburg (1897-1901), Lev Dmitriyev-Kavkazsky''s studio (1913-08), School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1893-1901) and under Vasily Savinsky and Jan Ciaglinskj at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1908-10). Contributed to exhibitions (from 1910). Founding member of the Union of Youth (1910). Founded the Made Pictures studio of painters and draughtsmen and published its manifesto (1914; second version published in 1923). Helped to design the sets and costumes for a production of Vladimir Mayakovsky: A Tragedy (1913). Wrote the poem Chant of Universal Flowering (1914-15). Headed the Department of General Ideology at the Museum of Artistic Culture (1923). Helped to write the statute of the Institute of Artistic Culture. Formed the Masters of Analytical Art (1923).