Умение видеть мир в капле воды, выразить планетарные ощущения в округлой форме хвалынского яблока, передать единство мироздания в отражениях и пересечениях предметов — эта особенность присуща натюрмортам Петрова-Водкина. Заостренность проблемы формального решения — проработан каждый сантиметр живописной поверхности, демонстрируя мастерское владение оттенками основных цветов, умение достичь минимальными средствами пластической завершенности форм — придает им исключительную выразительность. В то же время в них нет схематизма и какой-либо отрешенности от реальной жизни, поэтому в самом «тихом» жанре художник находит способ выразить отклик на современность. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 14.
В начале XX века в художественных кругах стало широко известно имя Петрова-Водкина. Склонность к философским обобщениям, непрестанным поискам в области формы пронизывала весь путь художника. Его произведения постоянно привлекали к себе внимание зрителей и нередко вызывали самые противоречивые оценки.
В жанре натюрморта Петров-Водкин особенно много работал в 1918–1920, когда создал целый ряд шедевров. Несколько из них – со скрипкой, на которой художник сам прекрасно играл. По определению автора, натюрморты – "одна из острых бесед живописца с натурой"; он уподоблял их скрипичным этюдам, которые должны предшествовать концерту, то есть картине. Простые предметы, благодаря неповторимо своеобразному видению художника, создают особый мир, поэтично преображающий реальность. Чтобы разрушить статичность восприятия, художник стремился строить сферическую перспективу, как бы обозревая изображение с разных сторон.
Натюрморт «Скрипка», написанный в 1918 году – это пример того, что Вячеслав Иванов называл «реалистическим символизмом».
Скрипка на фоне урбанистического пейзажа. Изящной форме инструмента противопоставлена жесткая геометрия оконных переплетов; теплому дереву – холодное стекло, маленькому пространству комнаты, человеческому приюту – громады каменных зданий безликого города. Мотив извечного конфликта духовного и технического начал приобретает в этом натюрморте философское звучание.
Сохранив привычные плавные очертания, предметную определенность формы и цвета, музыкальный инструмент утратил свою естественную жизнь. Непривычно, неустойчиво его диагональное положение в картинной плоскости. Однако именно оно придает скрипке значение образа-символа, знака музыки и культуры. Вся композиция подчинена легкому наклону вертикалей, плавному кружению пространств – зримому воплощению движения планеты, осью которой оказывается скрипка – осью духовности уникальной и неповторимой, вне которой человек лишается смысла своего бытия в этом мире.
По своим исключительно высоким эстетическим качествам натюрморты Петрова-Водкина принадлежат к высшим достижениям европейской живописи в этом жанре.
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
Kuzma Petrov-Vodkin’s taste for philosophic generalisation and research in the field of the form characterised his artistic journey. The artist produced a whole series of masterpieces of still life painting. Among them, there is the painting of the violin, which he played with talent. Petrov-Vodkin created his unique world, his poetically changing reality by disturbing this static perception, and developed a “spherical perspective”, as if he was overlooking the objects from different points of view. According to the artist, the still life painting is “one of the sharpest conversations of a painter with nature”. By their artistic qualities, his still lifes belong to the highest achievements of painting.
Painter, graphic artist, writer on art, history painter, portraitist. Studied at the Baron Stieglitz Central School of Technical Drawing (1895-97), under Abram Arkhipov and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1904), at Anton Aube''s school in Munich (1901) and private academies in Paris. Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the Salon d''Automne (1906-07, 1908), Sergei Makovsky Salon (1909), Union of Russian Artists (1909, 1910), Golden Fleece (1909), Union of Youth (1910), World of Art (191124), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), First Free Exhibition of Works of Art (1919), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1928), Four Arts (1925-29), World Exhibition in Brussels (1910) and the International Exhibitions in Rome (1911), Malmo (1914) and Venice (1924, 1928). Taught at the Elizaveta Zvantseva School of Painting and Drawing in St Petersburg (1910-15) and the Free Art Studios/Academy of Arts (1918-38). Honoured Artist of Russia (1930).