Кустодиев Б. М.

Купчиха


1915

Холст, масло. 204 x 109

Пост. в 1920 из собрания А. А. Коровина, Петроград


Кустодиев открыл живописи тему провинции — хранительницы традиций национальной культуры. В его холстах большие и малые города русской «глубинки» увлекательны для глаза веселой смесью архитектурных стилей, старого и нового в быту и одежде, любовью их жителей к ярким и звучным краскам. Картина «Купчиха» решена как портрет панно. Художник как бы «демонстрирует» красавицу — ее дородная фигура помещена в центре полотна, приближена к первому плану, подчиняя себе пейзаж. Облик героини близок народному идеалу красоты. Это — пышнотелая замужняя молодая женщина. Она показана в характерной для нее среде, на фоне улицы, уступами спускающейся к реке, пестрых вывесок и бойкой торговли фруктами. Выглядывающий из лавки приказчик то ли зазывает купчиху сделать покупки, то ли приглашает зрителя полюбоваться ею, с большим достоинством несущей свою статную фигуру в закрытом нарядном платье. Строгая и замкнутая, со здоровым румянцем на щеках и опущенными долу большими карими очами, она необыкновенно мила и привлекательна. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 305.

Кустодиев, с начала века известный тонкими психологическими портретами, в середине 1910-х годов создал ряд портретов-панно, сложно сочетающих индивидуальное и типизированное, иронию и откровенное любование героями. Большей частью это были купчихи. Дородные, румяные, плавные в движениях, горделивые, они воплотили народный идеал красоты и здоровья. Их средой был мир русской провинции со свойственной ей мешаниной старого и нового в быту, одежде, с любовью к ярким и звучным краскам, к безудержному веселью, к шумным ярмаркам, к гуляниям на масленице. Эта жизнь, цельная и самодостаточная, в значительной степени ограниченная, увидена пытливыми глазами чуть насмешливого и остроумного рассказчика. Владимир Круглов // Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 125.



Кустодиев Борис Михайлович
1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Живописец, график, театральный художник.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе ("Новая художественная мастерская", Петербург, 1913). Член "Союза русских художников" (1907-1910), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

Kustodiev B. M.

Merchant’s Wife


1915

Oil on canvas. 204 x 109

Received in 1920 from the collection of Alexander Korovin, Petrograd


Boris Kustodiev continued to paint moving and colourful images even after illness had deprived him of the power to move independently. As the artist himself correctly noted, he inhabited a magical kingdom of recollections, daydreams and nostalgic visions. Kustodiev’s motifs and subjects symbolised a life that had disappeared irrevocably into the past, yet had still lost none of its tart aroma. With their portly figures, ruddy cheeks and flowing movements, his haughty merchant’s wives personified the Russian national ideal of health and beauty. They were often the heroines of Boris Kustodiev’s half-ironic, halfadmiring picture panels. After the revolution, the artist’s images of merchant’s wives were perceived as a vision of a life that had slipped irrevocably into the past — the comfortable and regulated lifestyle of the merchant class, which had existed in Russia for centuries and had now vanished forever. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 305.



Kustodiev Boris Mikhailovich
1818, Astrakhan - 1927, Leningrad

Painter. Studied under Vasily Savinsky and Ilya Repin at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1896-1903). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France and Spain (1903-1904). Academician of painting (1909). Founding member of the New Society of Artists (1904) and member of the Union of Russian Artists (1907), World of Art (1910) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (1923). Contributed to exhibitions (from 1900). Contributed to the periodical exhibitions of the Moscow Society of Lovers of the Arts (1900-1901), Spring Exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1900-1903) and the exhibitions of the New Society of Artists (1904-1908), Union of Russian Artists (1907-1910), World of Art (1910-1924), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1925) and the International Exhibitions in Munich (1901, gold medal; 1909) and Malmo (1914, gold medal). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg (from 1911). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library