Григорьев Борис Дмитриевич

Портрет В. Э. Мейерхольда


1916

Холст, масло. 247 x 168

Пост. в 1920 из собр. А. А. Коровина


Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874–1940), который во время написания портрета был главным режиссером Императорских театров, – самое известное произведение Григорьева. Живописца и режиссера объединяли общие поиски нового языка выразительности в живописи и театре: тяготение к гротеску, экспериментаторству, артистизм. Знавших режиссера поражало, как резко и ярко передал художник "саму сущность интересной фигуры нашего театрального модерниста". Современники считали это произведение двойным портретом Мейерхольда: фигура в сценическом костюме охотника – воплощение творческого замысла режиссера и актера.

Григорьев Борис Дмитриевич
1886, Москва – 1939, Кань-Сюр-Мер, Франция

Живописец, рисовальщик.

Родился в Москве. Учился в Строгановском училище в Москве у А. Е. Архипова и Д. А. Щербиновского (1903-1907), в Императорской Академии художеств у А. А. Киселева и Д. Н. Кардовского (1907-1912). После исключения из Академии "за недостатком способностей" уехал в Париж, где продолжал учиться в Академии "Ля Гран Шомьер" (1912-1914). Участник выставок с 1909, член и экспонент объединений: "Треугольник" (1909), "Товарищество независимых" (1912–1913), "Мир искусства" (с 1913). Иллюстрировал издания по русскому фольклору (1910–1913), рисовал для журналов "Сатирикон" (1911-1912), "Новый Сатирикон" (1914) и др. Автор цикла "Расея" (1916-1919), издал одноименный альбом.

Под псевдонимом Борис Гри издал роман "Юные лучи" (1912). В литературно-художественном кафе "Привал комедиантов" вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьер, там же оформил постановку " Блэк-энд-уайт" (1916). В первой половине 1919 жил в Москве, преподавал в ГСХМ (бывш. Строгановском училище). В сентябре 1919 перебрался в Финляндию, оттуда переехал в Германию. В Берлине избран членом Сецессиона (ноябрь 1919). Персональная выставка в Берлине (февраль 1920). Переезд в Париж (весна 1920); вошел в комитет возрожденного общества "Мир искусства" (1921), вплоть до января 1930 участвовал в его выставках. Осенью 1922 принял приглашение директора Бруклинского музея участвовать в выставке русского искусства в Нью-Йорке. В 1923 в Ворчестере прошла персональная выставка. В октябре 1923 впервые побывал в Нью-Йорке, где в ноябре-декабре состоялась персональная выставка. В последующие годы выставки с участием художника прошли в Нью-Йорке, Париже, Питсбурге, Венеции, Праге, Чикаго, Филадельфии, Бордо. В 1928–1929 по приглашению чилийского правительства преподавал в Академии художеств в Сантьяго. Выставки в Чили, Аргентине и Уругвае. В 1934–1936 жил в Нью-Йорке. Персональные выставки в Нью-Йорке (1933). Осенью 1934 – выставки в США; в 1935 возглавил факультет искусств нью-йоркской Академии объединенных искусств. В середине 1936 участвовал в выставках в Рио-де-Жанейро и Далласе. Последняя персональная выставка (Нью-Йорк, январь 1938). Представитель неоклассического направления в искусстве Петербурга 1910-х, автор экспрессивных портретов. Произведения хранятся в многочисленных музеях и частных коллекциях России, США и других стран.

Grigoriev Boris Dmitriyevich

Portrait of Vsyevolod Meyerhold


1916

Oil on canvas. 247 x 168

Received in 1920 from the Alexander Korovin collection, Petrograd


Boris Grigoriev’s portrait of Vsyevolod Meyerhold has an unusual construction. The famous theatrical director is stands with his arms raised in a weird and warped pose, as if caught in the middle of an eccentric mise-en-scène. The allegorical figure of a hunter in oriental dress stands behind him, holding a bow. Vsyevolod Voinov called Grigoriev’s painting a “double portrait of Vsyevolod Meyerhold”. He believed that it “reflected the grimaces and break-up of the modern spirit, when the nightmares of the fairground clown were preferable to the nightmares of Russian reality.”

Vsyevolod Emilievich Meyerhold (1874–1940): Theatrical director, actor. Headed experimental work under the pseudonym of Doctor Dapertutto at a studio on Borodino Street in Moscow (from 1914). Published the L’amore delle tre melarance magazine (1914–16). Directed and performed the role of Lord Henry in The Portrait of Dorian Gray, a film based on the novel by Oscar Wilde (1915).

Grigoriev Boris Dmitriyevich
1886, Moscow - 1939, Cannessur-Mere (France)

Painter, draughtsman. Studied under Dmitry Scherbinovsky at the Stroganov Central School of Art and Industry (1903-07) and under Alexander Kiselev and Nikolai Dubovskoi at the Imperial Academy of Arts (1907-12). Contributed to the exhibitions of the Impressionists (1909), Fellowship of Independents (1912-13) and the World of Art (1913, 1915-18, member from 1918). Emigrated (1919) and lived in Finland, Germany and France. 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library