Искусство Григорьева сложилось в переплетении многих увлечений — от мирискуснического ретроспективизма и неоклассицизма до экспрессионизма и кубизма. Портрет Мейерхольда — одно из характерных произведений художника. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) изображен во фраке, цилиндре, белых перчатках. Его поза странно изломана. На левой руке маска. В маске часто выступал сам Мейерхольд и актеры его театра. За фигурой режиссера — двойник, юноша в восточном костюме. Выражение лица юноши такое же сосредоточенное, напряженное, как у Мейерхольда. Экспрессия заложена не только в движениях актеров. Она создается контрастами черного, белого, розового, динамичностью ритмов и композиции. Портрет был отмечен в печати как значительное произведение эпохи, в котором символически «отразились гримасы современного духа…» Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 275.
Художника Григорьева и режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874—1940) сближало многое: и тяготение к гротеску, и особый изысканный — чисто петербургский — артистизм, и кажущееся на первый взгляд парадоксальным сочетание крайнего новаторства с опорой на традиции классического искусства, с высокой исполнительской культурой. В известном смысле портрет явился результатом творческого содружества двух талантливейших мастеров искусства начала XX века. Григорьеву удалось выявить здесь одну из самых «петербургских» тем — тему «двойника», что было сразу замечено современниками: «Мейерхольд во фраке и он же за первым в восточном костюме, — писал Константин Сомов. — Интересно и красиво...» Елена Баснер // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 365.
Портрет Мейерхольда построен необычно: он изображен в полный рост, как бы в момент эксцентричной мизансцены, в причудливо изломанной позе, с резко поднятыми руками. Рядом с Мейерхольдом, на втором плане, помещена аллегорическая фигура охотника в восточном костюме с луком в руках. В годы первой мировой войны Мейерхольд был увлечен массовой пантомимой «Охота». «Все мы, — вспоминает актер А. А. Мгебров, — долго работали над пантомимой, где основной темой были символические охотники, подстреливающие чудесную птицу. Никому не ведомую, всем чужую и потому обреченную на смерть». В. В. Воинов назвал эту работу «двойным портретом В. Э. Мейерхольда». Он писал: «В нем отразились гримасы современного духа, какой-то надлом его, заставившие кошмарам русской действительности предпочесть кошмары балаганчика». (В. Кн.).
Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874– 1940) — театральный режиссер и актер. Народный артист РСФСР (1923). С 1914 под псевдонимом Доктора Дапертутто руководил экспериментальной работой студии на Бородинской ул., был директором-издателем журнала «Любовь к трем апельсинам» (1914–1916). В 1915 поставил фильм «Портрет Дориана Грея» (по О. Уайльду) и снялся в нем в роли лорда Генри. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 150.
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда, который во время написания портрета был главным режиссером Императорских театров, — самое известное произведение Григорьева. Живописца и режиссера объединяли общие поиски нового языка выразительности в живописи и театре: тяготение к гротеску, экспериментаторству, артистизм. Знавших режиссера поражало, как резко и ярко передал художник «саму сущность интересной фигуры нашего театрального модерниста». Современники считали это произведение двойным портретом Мейерхольда: фигура в сценическом костюме охотника — воплощение творческого замысла режиссера и актера.
Живописец, рисовальщик.
Родился в Москве. Учился в Строгановском училище в Москве у А. Е. Архипова и Д. А. Щербиновского (1903-1907), в Императорской Академии художеств у А. А. Киселева и Д. Н. Кардовского (1907-1912). После исключения из Академии "за недостатком способностей" уехал в Париж, где продолжал учиться в Академии "Ля Гран Шомьер" (1912-1914). Участник выставок с 1909, член и экспонент объединений: "Треугольник" (1909), "Товарищество независимых" (1912–1913), "Мир искусства" (с 1913). Иллюстрировал издания по русскому фольклору (1910–1913), рисовал для журналов "Сатирикон" (1911-1912), "Новый Сатирикон" (1914) и др. Автор цикла "Расея" (1916-1919), издал одноименный альбом.
Под псевдонимом Борис Гри издал роман "Юные лучи" (1912). В литературно-художественном кафе "Привал комедиантов" вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьер, там же оформил постановку " Блэк-энд-уайт" (1916). В первой половине 1919 жил в Москве, преподавал в ГСХМ (бывш. Строгановском училище). В сентябре 1919 перебрался в Финляндию, оттуда переехал в Германию. В Берлине избран членом Сецессиона (ноябрь 1919). Персональная выставка в Берлине (февраль 1920). Переезд в Париж (весна 1920); вошел в комитет возрожденного общества "Мир искусства" (1921), вплоть до января 1930 участвовал в его выставках. Осенью 1922 принял приглашение директора Бруклинского музея участвовать в выставке русского искусства в Нью-Йорке. В 1923 в Ворчестере прошла персональная выставка. В октябре 1923 впервые побывал в Нью-Йорке, где в ноябре-декабре состоялась персональная выставка. В последующие годы выставки с участием художника прошли в Нью-Йорке, Париже, Питсбурге, Венеции, Праге, Чикаго, Филадельфии, Бордо. В 1928–1929 по приглашению чилийского правительства преподавал в Академии художеств в Сантьяго. Выставки в Чили, Аргентине и Уругвае. В 1934–1936 жил в Нью-Йорке. Персональные выставки в Нью-Йорке (1933). Осенью 1934 – выставки в США; в 1935 возглавил факультет искусств нью-йоркской Академии объединенных искусств. В середине 1936 участвовал в выставках в Рио-де-Жанейро и Далласе. Последняя персональная выставка (Нью-Йорк, январь 1938). Представитель неоклассического направления в искусстве Петербурга 1910-х, автор экспрессивных портретов. Произведения хранятся в многочисленных музеях и частных коллекциях России, США и других стран.
Grigoriev's enigmatic portrait combines classical and expressionistic techniques, to which this master was drawn in equal measure. Through the plastic quality of the painting he attempts to con vey the creative process of the great director and the complexity and contradictions of his philosophical and aesthetical quests. Detached from the present, Meyerhold's intense and strange creativity comes, as it were, from a higher inspiration. Grigoriev's portrait is a specific phenomenon of the St Petersburg culture of the 1910s, characteristically theatre-centred and abounding in ideas about life as theatre and the mystical nature of the performance. Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 158.
Boris Grigoriev’s portrait of Vsyevolod Meyerhold has an unusual construction. The famous theatrical director is stands with his arms raised in a weird and warped pose, as if caught in the middle of an eccentric mise-en-scène. The allegorical figure of a hunter in oriental dress stands behind him, holding a bow. Vsyevolod Voinov called Grigoriev’s painting a «double portrait of Vsyevolod Meyerhold». He believed that it «reflected the grimaces and break-up of the modern spirit, when the nightmares of the fairground clown were preferable to the nightmares of Russian reality.»
Vsyevolod Emilievich Meyerhold (1874–1940): Theatrical director, actor. Headed experimental work under the pseudonym of Doctor Dapertutto at a studio on Borodino Street in Moscow (from 1914). Published the L’amore delle tre melarance magazine (1914–16). Directed and performed the role of Lord Henry in The Portrait of Dorian Gray, a film based on the novel by Oscar Wilde (1915). Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg,
Painter, draughtsman. Studied under Dmitry Scherbinovsky at the Stroganov Central School of Art and Industry (1903-07) and under Alexander Kiselev and Nikolai Dubovskoi at the Imperial Academy of Arts (1907-12). Contributed to the exhibitions of the Impressionists (1909), Fellowship of Independents (1912-13) and the World of Art (1913, 1915-18, member from 1918). Emigrated (1919) and lived in Finland, Germany and France.