Живописные произведения Кончаловского представляют собой классические образцы бубнововалетовского сезаннизма в сочетании с интересом к городскому изобразительному фольклору. По словам одного из критиков, в произведениях Кончаловского было «столько же от вывески и лубка, сколько от сезанновских моделей». Внутри авангардного движения творчество Кончаловского, как и некоторых его сотоварищей по «Бубновому валету», определяет умеренное направление, тяготеющее к репрезентативности, традиционной живописной основательности. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 291.
Живописец, портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.
Родился в Славянске (Харьковская губерния). Учился в Рисовальной школе в Харькове, в вечерних классах Строгановского центрального художественно-промышленного училища в Москве, в академии Р. Жюльена в Париже (1897–1898), затем в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге (1898–1905). Посещал занятия в мастерской К. А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (до 1909). Испытал влияние П. Сезанна.
В 1910-е годы художника привлекала грубоватая лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов. Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой – вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах. И человека художник видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: «Портрет художника Г. Б. Якулова» (1910), «Семейный портрет» (1912), «Портрет матадора» (1913).
Один из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), участник всех выставок одноименного общества (1912–1927). Член-учредитель общества «Московские живописцы» (1924–1925). В работах 1920-х исчезает «бубнововалетский» схематизм формы и цвета; живопись, оставаясь полнозвучной и яркой, обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета. Свой могучий живописный темперамент, радостное приятие жизни Кончаловский донес, сквозь все сложности жизни, до последних своих работ.
Во время Первой мировой войны в 1914-1917 годах находился на военной службе. В 1918-1921 годах преподавал в ГСХМ, которые были преобразованы во ВХУТЕМАС, затем во ВХУТЕИН в Москве, где был профессором в 1926-1929 годах. Был членом объединения «Бытие» (1921-1930). Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Pyotr Konchalovsky’s paintings are classical examples of the Cézanneism of the members of the Jack of Diamonds and their interest in urban artistic folklore. One Russian critic stated that Konchalovsky’s works owe «as much to signboards and lubok, as they do to Cézanne.» Like the art of several other members of the Jack of Diamonds, Pyotr Konchalovsky’s oeuvre represented the more moderate wing of the Russian avantgarde, orientated on representationalism and traditional painting values. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 291.
Painter. Studied at a school of drawing in Kharkiv, evening classes at the Stroganov Central School of Technical Drawing in Moscow, Academic de Rodolphe Julian in Paris (1897-98) and the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1898-1905). Attended Konstantin Korovin's studio at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (until 1909). Helped to organise the first Jack of Diamonds exhibition (1910) and contributed to all other Jack of Diamonds exhibitions (1912-1927). Contributed to the exhibitions of the Golden Fleece (1910), Salon d'Automne (1908, 1910), Salon des Independants (1910-1912) and the Moscow Fellowship of Artists (1911). Founding member of the Moscow Painters (1924-1925).