Кустодиев Б. М.

Масленица


1916

Холст, масло. 89 x 190,5

Пост. в 1923 из МАХ, Петроград


Одноименный эскиз (картон, гуашь) — ГРМ (Р-13549)
Одноименный вариант картины (1916) — ГРМ (Ж-11161)
Одноименный вариант картины (1916) — ГТГ
Вариант «Зима» (1916) — частное собрание, Москва.

В наследии Кустодиева значительное место занимают картины, запечатлевшие своеобразие русской народной жизни с ее шумными красочными базарами и ярмарками, балаганами, веселыми гуляниями на масленице. Он любил все русское: украшенные причудливой резьбой избы, крестьянскую утварь, расписные игрушки, цветастые сарафаны и платки. Многое из этого определяло стиль его произведений — декоративную броскость цвета, несколько упрощенную трактовку форм. Использование некоторых приемов народного искусства было характерно для мастеров «Мира искусства». 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей "Масленицы"». Русский музей. От иконы до современности. СПб, 2015. С. 306.

1910-е годы отмечены появлением череды картин-изображений «красавиц» («Купчихи», 1912; «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге», все — 1915), «праздников» (варианты «Масленицы», 1916, «Вербный торг» и «Балаганы», оба — 1917). Их персонажи органично живут в освещенном ярким солнцем зимнем или летнем пейзаже, до самого горизонта населенном множеством человеческих фигур. В отмеченных монументальностью форм произведениях прихотливо и остроумно соединены традиции лубка и высокой музейной классики, главным образом наследия любимых художником венецианцев эпохи Возрождения. Это сказалось не только в обогащении колорита картин, в эмалевой переливчатости их поверхностей, но и в самих принципах построения композиций — то панорамных, то фризовых, то растущих вверх. Порой, как у П. Брейгеля, второй и третий планы резко «обрываются» вниз, создавая богатую и динамичную композицию («Купчиха», 1915; «Масленица», 1916; позже — «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 16.

Была в году, наряду с рождественской (святочной), еще одна неделя, когда на безудержные веселье и чревоугодие даже Церковь старалась смотреть снисходительно. Эта неделя получила название Масленой или Масленицы — русского карнавала, вдохновлявшего своим неповторимым своеобразием и красочностью не одно поколение художников. Самым знаменитым его воплощением в живописи стала, пожалуй картина Б. М. Кустодиева «Масленица» (1916, ГРМ), которая сразу покоряет своим искрящимся оптимизмом и неподдельным ощущением радости бытия.

Праздник для Кустодиева — идеальная модель народной жизни, романтическое представление художника о ее совершенстве. Поэтому жанровую сцену праздничного гулянья мастер намеренно лишил черт конкретности, а действующих лиц — социальной определенности. Торговые ряды, ярмарочные балаганы, играющие в снежки мальчишки, пристроившийся на срубленном дереве гармонист, звенящие бубенцами конные упряжки — это не столько предметы и события, выхваченные художником из реальной жизни, сколько ее образы, переживания, грезы. Пейзаж «Масленицы» фантастичен. Занимающая задний план городская панорама как бы заключает в себе узнаваемые черты сразу всех старинных русских городов. Разновеликие купола, причудливые башенки церквей, припорошенные голубоватым снегом и мягко тающие на фоне розового неба, кажутся украшениями на поле огромного сахарного торта. Неотьемлемую часть композиции составляют маленькие фигурки людей, тонущие во всей этой роскоши. В центральной группе не то купцов, не то мещан, развалившихся в санях и весело хохочущих, будто сконцентрировано все жизнелюбие художника, его душевная стойкость, восхищение неувядающей красотой России и русского человека. Во время Первой мировой войны, в преддверии социальных катаклизмов, потрясших страну в 1917 году, яркие, жизнеутверждающие полотна Кустодиева противостояли настроениям пессимизма и безнадежности, охватившим широкие общественные слои. Павел Климов. Русский праздник: почва и судьба // Праздники по-русски. СПб, 2011. С. 9.



Кустодиев Борис Михайлович
1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Живописец, график, театральный художник.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе ("Новая художественная мастерская", Петербург, 1913). Член "Союза русских художников" (1907-1910), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

Kustodiev B. M.

Shrovetide


1916

Oil on canvas. 89 x 190,5

Received in 1923


Much of Boris Kustodiev’s artistic heritage is given over to pictures depicting all the originality of Russian folk life, with its bright fairs, noisy bazaars and merry public festivities at Shrovetide. The artist loved everything Russian — wooden utensils, painted toys, garish sarafans and headscarfs, peasant huts with traditional carvings. Much of this defined the style of his works — decorative, gaudy colours and somewhat simplified interpretation of form. Such employment of the devices of folk art was typical of the masters of the World of Art. Stepan Krachkovsky wrote to Kustodiev on 22 March 1916: «Repin wrote to me that he is in raptures over your Shrovetide Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 306.



Kustodiev Boris Mikhailovich
1818, Astrakhan - 1927, Leningrad

Painter. Studied under Vasily Savinsky and Ilya Repin at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1896-1903). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France and Spain (1903-1904). Academician of painting (1909). Founding member of the New Society of Artists (1904) and member of the Union of Russian Artists (1907), World of Art (1910) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (1923). Contributed to exhibitions (from 1900). Contributed to the periodical exhibitions of the Moscow Society of Lovers of the Arts (1900-1901), Spring Exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1900-1903) and the exhibitions of the New Society of Artists (1904-1908), Union of Russian Artists (1907-1910), World of Art (1910-1924), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1925) and the International Exhibitions in Munich (1901, gold medal; 1909) and Malmo (1914, gold medal). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg (from 1911). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library