Кустодиев Б. М.

Портрет Ф. И. Шаляпина


1922

Холст, масло. 99 x 80

Пост. в 1928 из ГТГ


Уменьшенный вариант-повторение портрета 1920–1921, находящегося в Ленинградском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Шаляпин Федор Иванович (1873–1938) – певец (бас), артист оперы, режиссер, художник. Народный артист Республики (1918). Камерный певец. С 1922 жил за рубежом.

Парализованному, прикованному к креслу художнику приходилось писать портрет по частям, при этом холст наклоняли над креслом, так что Кустодиев работал глядя вверх, как при росписи плафона. Целиком в нужном отдалении Кустодиеву так и не удалось увидеть портрет — Шаляпин увез его с собой за границу и не расставался с ним до самой смерти. Русскому музею принадлежит уменьшенный вариант-повторение. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 307.

В 1920-х годах изменяется круг портретируемых мастера – его внимание в это время сосредоточено главным образом на людях искусства – художниках, музыкантах, литераторах, актерах и режиссерах. В живописи маслом появляются классические образцы портрета Кустодиева – концептуальный парадный портрет Ф. И. Шаляпина и неоклассические, отмеченные ясностью и мудростью композиций, благородством сдержанного колорита портреты М. А. Волошина, И. С. Золотаревского, П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова, Т. Н. Чижовой. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 22.

Той же «прощальной» тональностью <как и неоконченный групповой портрет художников объединения «Мир искусства»> окрашен и знаменитый «Портрет Ф. И. Шаляпина (Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе)», покинувшего страну в следующем, 1922 году. Восхищение мощью натуры и таланта певца, этого многогранно одаренного человека, с которым Кустодиев в 1919 году поставил оперу «Вражья сила» и который на собственных руках вносил и выносил немощного художника в здание Мариинского театра, нашло решение совершенное и «предельное», как в театральном «апофеозе». Прекрасная, дородная фигура артиста в распахнутой шубе представляет органичное целое с волшебно красивым зимним, солнечным пейзажем провинциального города в праздничный день. Картина была своего рода «отходной» художника и старой России, и длившемуся полтора десятилетия периоду в его творчестве, когда год за годом появлялись специфические «кустодиевские жанры», – в последующие годы он почти не будет возвращаться к ранее любимым темам. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 18.



Кустодиев Борис Михайлович
1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Живописец, график, театральный художник.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе ("Новая художественная мастерская", Петербург, 1913). Член "Союза русских художников" (1907-1910), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

Kustodiev B. M.

Portrait of Fyodor Chaliapin


1922

Oil on canvas. 99 x 80

Received in 1928


The complex structure of this painting is typical of Boris Kustodiev’s oeuvre as a whole, combining elements of an easel portrait, decorative panel, genre scene and landscape. The famous Russian operatic bass Fyodor Chaliapin began his career as a fairground singer and always enjoyed performing for the common people. He is depicted in his native environment of a provincial town, with its sunshine and bracing frosts. Kustodiev depicts the motley and noisy atmosphere of the traditional Butterweek Fair, with its carousels, fairground booths, ice hills, sledge rides and gatherings around the samovar. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg,



Kustodiev Boris Mikhailovich
1818, Astrakhan - 1927, Leningrad

Painter. Studied under Vasily Savinsky and Ilya Repin at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1896-1903). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France and Spain (1903-1904). Academician of painting (1909). Founding member of the New Society of Artists (1904) and member of the Union of Russian Artists (1907), World of Art (1910) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (1923). Contributed to exhibitions (from 1900). Contributed to the periodical exhibitions of the Moscow Society of Lovers of the Arts (1900-1901), Spring Exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1900-1903) and the exhibitions of the New Society of Artists (1904-1908), Union of Russian Artists (1907-1910), World of Art (1910-1924), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1925) and the International Exhibitions in Munich (1901, gold medal; 1909) and Malmo (1914, gold medal). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg (from 1911). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library