Шухаев В. И., Яковлев А. Е.

Автопортреты (Арлекин и Пьеро)


1914

Холст, масло. 210 x 142

Пост. в 1963 от В. И. Шухаева, Тбилиси


Шухаев и Яковлев вошли в объединение „Мир искусства“ как представители неоклассицизма. В картине „Арлекин и Пьеро“ они возрождают форму классического портрета, из старого искусства заимствованы также академически четкий рисунок, светотеневая моделировка форм, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка.

В начале 1910-х годов Шухаев и Яковлев выступали в „Доме интермедий“ в Петербурге в пантомиме А. Шницлера „Шарф Коломбины“. Яковлев — в роли Арлекина, Шухаев — в роли Пьеро. Их двойной автопортрет — своеобразное воспоминание об увлечении театром. Картина долгие годы не выставлялась, так как не была закончена. В 1962 Шухаев дописал некоторые детали. В том же году она экспонировалась на его персональной выставке в Академии Художеств в Ленинграде. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 273.

Художники изображены в костюмах Арлекина (Яковлев) и Пьеро (Шухаев), героев пантомимы А. Шницлера «Шарф Коломбины», поставленной в 1911 году В. Э. Мейерхольдом в театре «Дом интермедий» в Петербурге. Некогда случайно попав на этот спектакль, художники стали постоянными его зрителями, познакомились с актерами, режиссером и однажды были приглашены на исполнение главных ролей. Мысль написать совместный автопортрет, изобразив себя в роли героев комедии, пришла в Италии, где Яковлев и Шухаев находились после окончания Академии. Картина, исполненная двумя мастерами, столь цельна по манере письма, что воспринимается как произведение, созданное одной рукой. В нем четко выразилось творческое кредо авторов. Последовательные ученики Д. Н. Кардовского, они обратились к традициям русского академического искусства XVIII и первой половины XIX века. Передать форму, ее объем, плотность, цвет вне зависимости от мимолетного состояния было задачей художников. Этому в портрете подчинено все: академически четкий, строгий рисунок, светотеневая моделировка формы, локальный цвет, бесфактурная кладка мазка. Вместе с тем в произведении сказалась особая экспрессивность решения образов, характерная для искусства начала ХХ века. (В. Кн.). Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 113.

Шухаев Василий Иванович
1887, Москва – 1973, Тбилиси

Живописец, график, художник театра.

Родился в Москве. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897–1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906–1912) у Д. Н. Кардовского. Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского. В их творчестве нашло отражение новое для тех лет направление – неоклассицизм. Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913–1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро».

Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962. Художник изобразил себя в виде Пьеро. Точный академический рисунок, гладкая живопись, симметричная композиция полотна были своеобразной реакцией на эксперименты, происходившие в искусстве тех лет. Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие. 

Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника. В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи. Был приглашен для работы над росписями церкви Николая Мирликийского в Бари и Казанского вокзала в Москве, однако начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916).

После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября. Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств–Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917–1920). 

В 1921–1935 жил в Париже. Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн; писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. С 1920-х иллюстрировал книги. 

В 1932 предпринял поездку в Марокко. Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ.

В 1935 вернулся на родину. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал. В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси. Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. Наибольшую известность снискали его портреты С. Т.  Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры.

Shukhayev V.I., Yakovlev A.Y.

Self-Portraits (Harlequin and Pierrot)


1914

Oil on canvas. 210 x 142


Yakovlev appears in the picture as Harlequin and Shukhayev as Pierrot from Arthur Schnitzler's pantomime Columbine's Scarf, staged in St Petersburg in 1911 by Vsyevolod Meyer hold. Seeing the pantomime by accident, the artists were so impressed by the theatrical spectacle that they started attending every performance. They were eventually even offered the chance to play the roles of Harlequin and Pierrot by Meyerhold. In 1914 they had the idea of painting a double self-portrait. Each of them painted his own self-portrait, and the result was an amazing portrayal of the stage characters and, at the same time, an accurate representation of their own individual personalities. No one would think to look at the picture that it was painted by two different people. Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 161.

Vasily Shukhayev and Alexander Yakovlev were the representatives of Neoclassicism in the World of Art. Harlequin and Pierrot resurrects the form of the classical portrait, with its academically distinct drawing, chiaroscuro modelling of form, local colours and textureless application of the paint. In the early 1910s, the two artists performed in Arthur Schnitzler’s pantomime Colombine’s Scarf at the House of Interludes in St Petersburg. Yakovlev played the part of Harlequin and Shukhayev was Pierrot. This double self-portrait records their interest in the theatre. For a long time, the picture was unfinished and therefore not exhibited. In 1962, Shukhayev finally completed several details and the painting was exhibited that same year at his one-man show at the Academy of Arts in Leningrad.

Shukhayev Vasily Ivanovich
1887, Moscow - 1973, Tbilisi

Painter, graphic artist, theatrical designer. Studied at the Stroganov Central School of Art and Industry in Moscow (1897-1906) and under Dmitry Kardovsky at the Imperial Academy of Arts (1906-12). Fellow of the Society for the Encouragement of Artists in Rome (1913-14). Contributed to the exhibitions of the New Society of Artists (1915, 1917), World of Art (1918), First Free Exhibition of Works of Art (1919), International Exhibitions in Rome (1924) and Pittsburgh (1925-27) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1921, 1927) and New York (1924). Taught at the New Studio of Art (from 1915). Professor of the Academy of Arts/Petrograd Free Art Studios (1917-20). Designed for theatres (from 1918). Lived in Finland and France (1920-35). Illustrated books (from 1920). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library