Шаляпин Федор Иванович (1873–1938) — певец (бас), артист оперы, режиссер, художник. Народный артист Республики (1918). Камерный певец. С 1922 жил за рубежом. Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 28.
Постановка оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» была осуществлена на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1911 году В. Э. Мейерхольдом. Заглавную роль исполнил Шаляпин. «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова» величественен и монументален. Это портрет-зрелище, разворачивающееся на фоне театрального занавеса. На полотне — напряженный, психологически насыщенный, полный драматизма образ царя Бориса. Шаляпин был в восхищении от увиденной работы, а сам художник писал в воспоминаниях: «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина». Г. К. Кречина // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 83.
Специфика театрального портрета, фиксирующая результат преображения, близка мирискусническим идеям о трансформации и театрализации действительности. Головинский Шаляпин величествен и монументален. Это портрет-зрелище, разворачивающееся на фоне театрального занавеса. Роскошное облачение Шаляпина-Бориса занимает большую часть холста, что, однако, не мешает яркой выразительности лица изображаемого. Образ предстает напряженным, психологически насыщенным, полным драматизма. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 251.
Художник, известный как крупнейший мастер театрально-декорационного искусства, создал целый ряд своеобразных театральных портретов. Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) — в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна.
Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э. Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Мусоргского в Мариинском театре (1912). Шаляпин предстает на фоне тяжелого занавеса в образе величественного и властного царя Бориса. Артист позировал сразу же после спектакля в гриме и костюме — коронационном царском наряде, который был выполнен по эскизам автора портрета. Виртуозно переданы блеск драгоценных камней, мерцание тяжелой золотой парчи, для чего художник приклеивал к живописной поверхности кусочки блестящей фольги.
Живописец, график, театральный художник, портретист, автор пейзажей и натюрмортов.
Действительный член Императорской Академии художеств (с 1912). Народный артист РСФСР (1928).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова (1881-1889), в академии Ф. Коларосси (1889) и мастерской Витти (1897) в Париже. Во второй половине 1890-х путешествовал по Италии, Испании. Член обществ "Мир искусства", "Союз русских художников". Оформлял ряд жилых и выставочных интерьеров, а также фриз гостиницы "Метрополь" в Москве. Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова (с 1897), антрепризы С. П. Дягилева, театров Москвы и Петербурга, главный декоратор Императорских театров (1899-1917). Работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом (1908-1917), К. С. Станиславским и другими режиссерами. Один из реформаторов и крупнейших мастеров русского театрально-декорационного искусства. С его именем связан целый период в развитии отечественной театральной культуры. Обладал редкой сценической интуицией, острым чувством стиля и неисчерпаемой фантазией. Всегда стремился к единому художественному решению спектакля.
Alexander Golovin created a series of portraits of Fyodor Chaliapin, conveying both the famous opera singer’s outer appearance and his stage images. Golovin’s theatrical portraits brightly express the theatrical action, conjuring up the musical phrase sounding on stage at that particular moment in time. Portrait of Fyodor Chaliapin in the Role of Boris Godunov is majestic and monumental; a pageant unfolding against a theatrical curtain. The subject’s sumptuous robe, embroidered with precious stones and golden threads, occupies a large part of the painting without distracting attention from the singer’s expressive face, which rounds off the composition. This tense image of Boris Godunov is psychologically rich and full of drama. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 251.
Theatrical designer, painter, graphic artist. Studied under Illarion Pryanishnikov and Vasily Polcnov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1881-89) and at the Academic de Filippo Colarossi (1889) and Academie Witti (1897) in Paris. Academician (1912). Member of the World of Art (1902) and the Union of Russian Artists (1903). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1893, 1895), Moscow Fellowship of Artists (1894, 1901-02), World of Art (1899-1903, 1906, 1911-12, 1924), Union of Russian Artists (1903-09, 1916), New Society of Artists (1907, 1908), Expositions Universelles in Paris (1900; gold and silver medals) and Brussels (1910), Esposizione Internazionale in Venice (1907) and Rome (1911) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906) and Berlin (1906). Designed for the Bolshoi Theatre and Moscow Arts Theatre in Moscow, Mariinsky and Alexandrinsky Theatres in Si Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (1908,1910).