Маковская (урожденная Рындина, в первом браке Ходасевич) Марина Эрастовна (1886–1973) — жена С. К. Маковского, художественного критика, редактора журнала «Аполлон».
На рубеже ХIX–ХХ веков к жанру парадного портрета обращались многие крупнейшие мастера русской живописи. Одни, увидев возможность воплотить свои замыслы в области большого стиля, другие — в поисках исторических ретроспекций как разновидности стилизаторского освоения искусства прошлого. Головин предлагает свой вариант парадного портрета, где диктат линий и значимость силуэта, как обычно у Головина, имеют основополагающее значение. В плоскостно-декоративной системе произведения главенствующее место отводится контуру и линиям, которые организуют поле холста и подчеркивают условность фона. Промоделированное лицо портретируемой, выступая из плоскости живописного пространства, уподобляется своеобразному рельефу. Галина Кречина // Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 115.
Живописец, график, театральный художник, портретист, автор пейзажей и натюрмортов.
Действительный член Императорской Академии художеств (с 1912). Народный артист РСФСР (1928).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова (1881-1889), в академии Ф. Коларосси (1889) и мастерской Витти (1897) в Париже. Во второй половине 1890-х путешествовал по Италии, Испании. Член обществ "Мир искусства", "Союз русских художников". Оформлял ряд жилых и выставочных интерьеров, а также фриз гостиницы "Метрополь" в Москве. Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова (с 1897), антрепризы С. П. Дягилева, театров Москвы и Петербурга, главный декоратор Императорских театров (1899-1917). Работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом (1908-1917), К. С. Станиславским и другими режиссерами. Один из реформаторов и крупнейших мастеров русского театрально-декорационного искусства. С его именем связан целый период в развитии отечественной театральной культуры. Обладал редкой сценической интуицией, острым чувством стиля и неисчерпаемой фантазией. Всегда стремился к единому художественному решению спектакля.
Marina Erastovna Makovskaya (née Ryndina, first married name Khodasevich) (1886–1973): Wife of the art critic and editor of the Apollo periodical Sergei Makovsky.
Many leading Russian masters turned to official portraiture at the turn of the century. Some regarded it as a chance to incarnate their artistic concepts in a large style; others sought historical retrospectives within the context of the stylistic assimilation of the art of the past. Alexander Golovin offers his own version of an official commissioned portrait. As in many of his works, the roles of the lines and the silhouette are of primary importance. Accorded the most important place in the planar-decorative system, the contours and lines organise the field of the canvas, bringing out the artificial nature of the background. The modelled face of the sitter stands out from the flat space of the picture, commanding attention like an original relief.
Theatrical designer, painter, graphic artist. Studied under Illarion Pryanishnikov and Vasily Polcnov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1881-89) and at the Academic de Filippo Colarossi (1889) and Academie Witti (1897) in Paris. Academician (1912). Member of the World of Art (1902) and the Union of Russian Artists (1903). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1893, 1895), Moscow Fellowship of Artists (1894, 1901-02), World of Art (1899-1903, 1906, 1911-12, 1924), Union of Russian Artists (1903-09, 1916), New Society of Artists (1907, 1908), Expositions Universelles in Paris (1900; gold and silver medals) and Brussels (1910), Esposizione Internazionale in Venice (1907) and Rome (1911) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906) and Berlin (1906). Designed for the Bolshoi Theatre and Moscow Arts Theatre in Moscow, Mariinsky and Alexandrinsky Theatres in Si Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (1908,1910).