Серов В. А.

Портрет Иды Рубинштейн


1910

Темпера, холст, уголь. 147 x 233

Пост. в 1911 от автора


Портрет принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. Его стилистика продиктована особенностями облика и характером искусства модели — известной танцовщицы, прославившейся исполнением партии Шехеразады в одноименном балете на музыку Н. А. Римского-Корсакова, осуществленном антрепризой С. П. Дягилева в Париже.

Рубинштейн Ида Львовна (1880–1960), артистка балета, ученица А. П. Ленского и М. М. Фокина. Участвовала в двух первых Русских сезонах С. П. Дягилева. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 263.

Созданный за год до ранней смерти художника, этот портрет принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. Его стилистика продиктована особенностями человеческого облика и характером искусства модели –— известной танцовщицы Иды Львовны Рубинштейн, прославившейся в Париже исполнением партий Клеопатры и Шехеразады в одноименных балетах, осуществленных антрепризой С. П. Дягилева. В облике актрисы, в характере ее танца, казалось, оживал подлинный Древний Восток. Восхищенный Серов говорил: «Монументальность есть в каждом ее движении — просто оживший архаический барельеф». Картина исполнена летом 1910 года в Париже. Рубинштейн позировала ему обнаженной, как некогда патрицианки позировали Тициану. Мастер уподобил свою героиню ассирийскому рельефу, уплощив формы ее тела, очертив их чеканной — то гибкой, то ломкой — линией. Острый силуэт, изысканный и пряный колорит усиливают психологическую характеристику Рубинштейн, изображенной со свойственным ей трагическим выражением глаз и ртом «раненой львицы» (по словам самого Серова). Мастерски, намеком даны объемы лица, плеч, ног. Свойственная модерну игра на контрастах: психологизм — декоративность, объемность — плоскостность, аскетизм и в то же время терпкость колорита — являются здесь основой образа эффектного и острого. (В. К.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 120.

Играем Иду Рубинштейн — документальный фильм 2006 года (канал «Культура»)



Серов Валентин Александрович
1865, Петербург – 1911, Москва

Живописец, график.

Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Серова. Учился у И. Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1880-1885, не окончил). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, "Мира искусства", других объединений. Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию. Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Возродил в искусстве обстановочный портрет - портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.

Serov V.A.

Ida Rubenstein


1910

Tempera, canvas, сharcoal . 147 x 233

Received in 1911


Valentin Serov’s portrait of Ida Rubinstein is one of the finest examples of Russian Art Nouveau painting. The stylistics are dictated by the dancer’s physical appearance and the nature of her art, conjuring up images of oriental history.

Ida Rubinstein (1880–1960) was famous in Paris for her performances of the roles of Zobeïde in Schéhérazade and Cleopatra in Cléopâtre. Both ballets were choreographed by Mikhail Fokine for Sergei Diaghilev’s first two Saisons Russes in 1909 and 1910. Valentin Serov painted this portrait in Paris in summer 1910. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 263.

Ida Lvovna Rubinstein (1880–1960): Ballet dancer. Studied under Alexander Lensky and Mikhail Fokine. Danced in Sergei Diaghilev’s first two Saisons Russes in Paris. Founded her own company (1928–35).

Painted a year before the artist’s untimely death, Valentin Serov’s portrait of Ida Rubinstein is an outstanding example of Style Moderne (Russian Art Nouveau). The stylistics of the work are dictated by the sitter’s character and physical appearance. Russian ballet dancer Ida Rubinstein was famed for her performances in Sergei Diaghilev’s productions of Cléopâtre and Schéhérazade in Paris. The dancer’s figure and style of dancing seemed to transport the viewer back to ancient times. Valentin Serov exclaimed: “Every move she makes is monumental; an archaic bas-relief come to life.” The picture was painted in Paris in the summer of 1910. Rubinstein posed naked, like the patricians who posed for Titian. The master likened his heroine to an Assyrian relief, flattening the forms of her body and outlining them with an expressive contour. The sharp silhouette and the refined spicy tones intensify the psychological characteristics. Serov depicts Rubinstein wearing the tragic expression of her eyes and mouth that he called her “wounded-lioness look”. The allusions to the volumes of the face, shoulders and legs are masterful. The game of contrasts between psychologism and decor­ation, three-dimensionality and flatness, asceticism and acerbity, was typical of Art Nouveau painting. 



Serov Valentin Alexandrovich
1865, St Petersburg - 1911, Moscow

Painter, graphic artist, teacher, portraitist, landscapist, history painter. Son of the composer Alexander Serov. Studied under Ilya Repin in Paris and Moscow (1874-75, 1878-80) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-85). Academician of painting (1898), full member of the Imperial Academy of Arts (1903-05). Member of the Abramtsevo circle (from the 18705). Contributed to exhibitions (from 1889). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1890-99; member from 1894), Munich Sezession (1896, 1898,1899; member from 1899), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1896-1906, member from 1900; 1911-12, founding member), Berlin Sezession (1903), Exhibition of Historical Russian Portraits at the Tauride Palace in St Petersburg (1905), Union of Russian Artists (1905-10; member from 1903), Sergei Makovsky Salon (1909), Exposition Universelle in Paris (1900, grand prix), International Exhibitions in Munich (1909), Vienna (1902), Venice (1907), Brussels (1910) and Rome (1911) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906, 1910), Berlin (1906) and Vienna (1908). Member of the board of the Tretyakov Gallery. Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1909). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (from 1886).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library