Гончарова Н. С.

Прачки


1911

Холст, масло. 102 x 146


Полотно принадлежит к числу самых совершенных творений Гончаровой на стадии неопримитивизма. В них сюжеты из жизни простых людей лишились традиционных для русской живописи социальных оценок. Художница питала интерес к „от века“ повторяющимся занятиям женщин — жатве, сбору урожая, белению холста, стирке белья и так далее.

Лишенные пространной повествовательности и „вневременные“, эти сцены с их самоуглубленными, как бы священнодействующими героинями воспринимаются как своеобразный, идущий из древности торжественный ритуал. Этому ощущению способствуют и сдержанный колорит, и утяжеленность намеренно „упрощенных“ форм рук, ног, фигур персонажей. В подобной стилистике исследователи творчества Наталии Гончаровой порой усматривают влияние „таитянских“ полотен Поля Гогена. Между тем она отражает увлечение художницы русским лубком и архаической пластикой древних народов — „каменными бабами“, которых и в середине ХХ века еще находили в степях южной России.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 296.

Гончарова Наталия Сергеевна
1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж

Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.

Родилась в деревне Нагаево (Тульская губерния). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П. П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с  Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950). 

Goncharova N. S.

Laundresses


1911

Oil on canvas. 102 x 146


Laundresses is one of Natalia Goncharova’s classical, mature Neo-Primitive paintings. The artist herself defined the sources of such works as the “Scythian stone images and painted wooden dolls sold at fairs.” Goncharova went further than many of her contemporaries and confederates in her aspiration to perceive and rework the devices of the folk masters. She did not so much stylise or imitate as borrow the very specifics of folk creativity — its impersonal power, monumentality and bewitching sacral profundity.

Goncharova Natalia Sergeyevna
1881, Nagayevo (Tula Gubernia) - 1962, Paris

Painter, graphic artist, theatrical designer. Studied sculpture at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1901-1909) and painting independently, enjoying the advice of Mikhail Larionov and attending Konstantin Korovin's studio. With Larionov organized the exhibitions of the Jack of Diamonds (1910), Donkey's Tail (1912), Target (1913) and No. 4. Futurists, Rayonists, Primitive (1914). Contributed to the exhibitions of the Golden Fleece (1908-1910), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), Der Blaue Reiter (1912) and Erste Deutsche Herbstsalon (1913). Solo exhibition with Larionov at the Galerie Paul Guillaume in Paris (1914), introductory article to catalogue written by Guillaume Apollnaire. Illustrated and designed Futurist books. Designed for Sergei Diaghilev's Ballet Russes. Left Russia for Switzerland and then Italy to work for Diaghilev (1915). Settled in Paris (1919). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library