Кузнецов П. В.

Продавец птиц


1909

Холст, масло. 76 х 92

Пост. в 1926 из МХК через ГИНХУК


1910-е были временем высшего расцвета таланта Павла Кузнецова. <...> Судьбоносным для него выходом из творческого кризиса было обращение к Востоку. Из года в год мастер совершает поездки в заволжские («киргизские») степи (1909–1912), затем в древние центры Туркестана — Бухару и Самарканд (1912–1913). Там он нашел идеал естественной жизни в гармонии с Землей и Космосом. Владимир Круглов. Павлу Кузнецову 145 лет // Павел Варфоломеевич Кузнецов. СПб, 2023. С. 12.

В «бухарских» картинах, связанных с городской культурой, значительную роль играет изображение архитектуры. Таков холст «Продавец птиц» , в котором динамичный геометризованный фон оттеняет созерцательное спокойствие персонажей на первом плане. Условная трактовка построек служит поводом для споров в среде искусствоведов — вызвана ли она влиянием живописи Древней Руси или восточной миниатюры или откликом на приемы кубизма. Одно можно сказать, что картина представляет собой гармоничное целое — так мастерски «зарифмованы» наполняющие холст линии и формы, как хорошо фон передает шумный, многоголосый характер жизни восточных городов, о чем писал Кузнецов в своих письмах друзьям. Там же. С. 14.

П. В. Кузнецов, как и другие голуборозовцы, стремился постичь тайны любви, рождения, смерти, круговорота природы. Картина создана в тот период, когда начинается новый этап в творчестве художника. Подобно многим художникам начала XX века, он уходит от уродливых форм цивилизации туда, где люди еще сохранили живую связь с природой. Бегство Кузнецова от удушливой жизни городов в киргизские степи напоминает возвращение в мир детской мечты. Художник открыл для себя не только прекрасный мир степей, он почувствовал в жизни Востока нравственные начала и поэтичность мира.

Кузнецова привлекала не только природа, но и жизнь обитателей степей, их облик, нравы, обычаи, одежды и обстановка. В картине «Продавец птиц» двое сидят на площади древнего города, перед ними гуляют павлины. Все отличается типичной для художника легкостью форм, его каменные дома выглядят, словно прозрачные кристаллы. Картины Кузнецова, построенные на тонких световых и цветовых отношениях, оттенках и полутонах, наполнены солнцем и ощущением гармонии и покоя. Как писал М. Алпатов, «каждая его картина заключает в себе нечто от величественной фрески».



Кузнецов Павел Варфоломеевич
1878, Саратов – 1968, Москва

Живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог.

Родился в Саратове, в семье иконописца. В 1891–1896 занимался у В. В. Коновалова (Саратов). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и К. А. Коровина (1897–1904). Испытал большое влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Организатор выставок «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907). В 1906 по приглашению С. П. Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии. Пожизненный член парижского «Осеннего салона». Совершил поездки в Заволжские степи (1911–1912) и  Среднюю Азию (1912–1913). 

Основная тенденция в ранний период творчества – от импрессионизма к символизму. Художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души («Утро», «Голубой фонтан», обе 1905; «Рождение», 1906, и др.). Картины «Киргизской сюиты» знаменуют высший расцвет таланта художника («Спящая в кошаре», 1911; «Стрижка овец», «Дождь в степи», «Мираж», «Вечер в степи», все 1912). В те же годы создал ряд натюрмортов. Исполнил эскизы росписи Казанского вокзала в Москве («Сбор плодов», «Азиатский базар», 1913–1914, остались неосуществленными). В 1914 сотрудничал с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра – спектакля «Сакунтала» Калидасы. Эти опыты повлияли на станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства («Гадание», 1912; «Вечер в степи», 1915; «У источника», 1919–1920; «Узбечка», 1920; «Птичница», начало 1920-х, и др.).
В годы революции принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу. В этот период создал новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи; к числу его лучших произведений относятся портреты Е. М. Бебутовой (1921–1922); тогда же им были изданы литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922–1923). Член общества «Мир искусства», председатель общества «Четыре искусства» (1924–1931).
Заведовал секцией живописи в отделе изобразительного искусства Наркомпроса (1919–1924), преподавал в художественных школах и институтах Москвы (1918–1948, с перерывами). В 1925–1929 совершил поездки художника в Крым и на Кавказ. В эти годы обращался к темам труда и спорта. В поздние годы преимущественно был занят пейзажем и натюрмортом.

Kuznetsov P. V.

Продавец птиц


1909

Oil on canvas.


1910-е были временем высшего расцвета таланта Павла Кузнецова. <...> Судьбоносным для него выходом из творческого кризиса было обращение к Востоку. Из года в год мастер совершает поездки в заволжские («киргизские») степи (1909–1912), затем в древние центры Туркестана — Бухару и Самарканд (1912–1913). Там он нашел идеал естественной жизни в гармонии с Землей и Космосом. Владимир Круглов. Павлу Кузнецову 145 лет // Павел Варфоломеевич Кузнецов. СПб, 2023. С. 12.

В «бухарских» картинах, связанных с городской культурой, значительную роль играет изображение архитектуры. Таков холст «Продавец птиц» , в котором динамичный геометризованный фон оттеняет созерцательное спокойствие персонажей на первом плане. Условная трактовка построек служит поводом для споров в среде искусствоведов — вызвана ли она влиянием живописи Древней Руси или восточной миниатюры или откликом на приемы кубизма. Одно можно сказать, что картина представляет собой гармоничное целое — так мастерски «зарифмованы» наполняющие холст линии и формы, как хорошо фон передает шумный, многоголосый характер жизни восточных городов, о чем писал Кузнецов в своих письмах друзьям. Там же. С. 14.

П. В. Кузнецов, как и другие голуборозовцы, стремился постичь тайны любви, рождения, смерти, круговорота природы. Картина создана в тот период, когда начинается новый этап в творчестве художника. Подобно многим художникам начала XX века, он уходит от уродливых форм цивилизации туда, где люди еще сохранили живую связь с природой. Бегство Кузнецова от удушливой жизни городов в киргизские степи напоминает возвращение в мир детской мечты. Художник открыл для себя не только прекрасный мир степей, он почувствовал в жизни Востока нравственные начала и поэтичность мира.

Кузнецова привлекала не только природа, но и жизнь обитателей степей, их облик, нравы, обычаи, одежды и обстановка. В картине «Продавец птиц» двое сидят на площади древнего города, перед ними гуляют павлины. Все отличается типичной для художника легкостью форм, его каменные дома выглядят, словно прозрачные кристаллы. Картины Кузнецова, построенные на тонких световых и цветовых отношениях, оттенках и полутонах, наполнены солнцем и ощущением гармонии и покоя. Как писал М. Алпатов, «каждая его картина заключает в себе нечто от величественной фрески».



Kuznetsov Pavel Vartholomeyevich
1878, Saratov - 1968, Moscow

Painter, graphic artist. Studied under VasilyKonovalov in Saratov (1891-96), under Abram Arkhipov, Valentin Serov and Konstantin Korovin at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1904) and attended private studios in Paris (1906). Helped to organise the Scarlet Rose (1904) and Blue Rose (1907) exhibitions. Contributed to the exhibitions of the World of Art (from 1902), Union of Russian Artists (from 1906), Wreath (1908) and one-man shows in Russia and abroad. Life member of the Salon d'Automne (1906). Chairman of the Four Arts (1924-31). Lived in Moscow.Taught at art institutions in Moscow (until 1949).Honoured 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library