В 1930-е годы Грабарь вернулся к живописи после длительного перерыва, связанного с его многосторонней организационной, преподавательской и общественной деятельностью. Написал целый ряд портретов деятелей искусства, культуры и науки, которые отличались большим сходством, энергичным исполнением и психологической точностью характеристик. Среди этих работ и «Автопортрет», написанный в годы войны. В нем естественным образом сочетаются композиционное решение с суховатой традиционной живописью и сдержанным колоритом. Универсальность личности, скрытая энергия и живость характера наполняют образ и переданы с легкой иронией автора к «модели». // Альфия Низамутдинова. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 262.
Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960) - живописец; историк искусства, художественный критик, музейный работник, реставратор, педагог.
Родился в Будапеште. Окончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета (1889–1896). Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1896) у И. Е. Репина, в школе А. Ашбе (1896–1898) в Мюнхене. На протяжении 1896–1900 изучал мировое искусство по Европе. В Италии его потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже – работы импрессионистов и постимпрессионистов. В 1900 возвращается в Россию. В Подмосковье, учитывая достижения французских импрессионистов, пишет на открытом воздухе пейзажи «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (1904) и натюрморты «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907).
Член «Мира искусства» (1901, 1910), Союза русских художников (1903), пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906). Участник выставок с 1898: «Мир искусства» (1902–1906, 1912–1922), СРХ (1903–1909), «Московские живописцы» (1925); Международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Риме (1911), Мальмё (1914). Преподавал в совместной школе Ашбе – Грабаря (1898–1901) в Мюнхене.
1910–1923 – период увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно изменив принципы музейной работы. После революции многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 по его инициативе созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор). С 1924 и до конца 1940-х вновь много занимался живописью, особенно увлекался портретом.
Грабарь Игорь ЭммануиловичЧлен «Мира искусства» (1901, 1910), Союза русских художников (1903), пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906). Участник выставок с 1898: «Мир искусства» (1902–1906, 1912–1922), СРХ (1903–1909), «Московские живописцы» (1925); Международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Риме (1911), Мальмё (1914). Преподавал в совместной школе Ашбе — Грабаря (1898–1901) в Мюнхене. 1910–1923 — период увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно изменив принципы музейной работы. После революции многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 по его инициативе созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор). С 1924 и до конца 1940-х вновь много занимался живописью, особенно увлекался портретом. Крупнейший русский импрессионист, автор множества классических произведений, оказавший существенное влияние на развитие этого течения. В 1910-х Грабарь на время оставляет импрессионистическую манеру в поисках звучности и декоративности целого с тем, чтобы вновь вернуться к ней в своих пейзажах и натюрмортах 1920–1950-х. Свои импрессионистические по чувству портреты и жанры советского времени художник писал, используя приемы „классического наследия“, что тоже было характерным проявлением „двойных стандартов“.
Igor Grabar returned to painting in the 1930s following a long interval spent in various administrative, teaching and public activities. He painted a whole series of portraits of people from the world of art, culture and science. These works are noted for their close likenesses, energetic execution and psychologically exact characteristics. Painted during the Second World War, Self-Portrait combines a compositional resolution with slightly dryish, traditional painting and restrained tones. The artist’s universal personality, hidden energy and lively character are conveyed with light irony.
Grabar Igor Emmanuilovich 1871, Budapest — 1960, MoscowPainter, art historian, art critic, museum curator. Studied law, history and philology at St. Petersburg university (1889–1896). Studied at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894–1896) and at Anton Ažbe’s school in Munich (1896–1898). Academician of painting (1913). Contributed to exhibitions (from 1898). Taught at the Ažbe/Grabar school in Munich (1898–1901). Trustee (1913–1918) and director (1918–1925) of the Tretyakov Gallery; director of the Central Art and Restoration Studios (1918–1930).