Выпуском фарфоровых "кукол" завод Гарднера занимался на протяжении всей своей деятельности. Скульпторы начинали с копирования моделей немецких заводов, позже мастера стали создавать фигуры сами. В конце XVIII – начале XIX века сбитенщик был популярен в России, он становился не редко даже героем театральных спектаклей. Сбитнем торговали на базарах, ярмарках, в трактирах, чайных, на улицах. Русский люд в любое время года с удовольствием употреблял взбитый из мёда, воды, лечебных трав и пряностей напиток, как согревающий, противовоспалительный, так и утоляющий жажду. К большим достижениям мастеров фарфора этого времени следует отнести использование кобальтового покрытия на фигуре. Равномерность интенсивности синего цвета, а также использование черного цвета и позолоты свидетельствует о большом умении мастера в создании образа популярного торговца старинным напитком.
Фарфоровый завод в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии основан в 1766 обрусевшим англичанином, банкиром Францем Яковлевичем Гарднером. Предприниматель вместе со своими сыновьями и помощником И. -Г. Миллером изучал производство лучших заводов Европы. Подготовкой живописцев занимался приглашенный немец И. Кестнер. Гарднеровский фарфор уже в XVIII веке по качеству выпускаемой продукции и ее художественному уровню конкурировал с императорским и cтолетие спустя стал объектом для подражания многих частных заводов. Гарднеровские мастера владели самыми различными приемами декорировки фарфора (подглазурная/надглазурная росписи, техники печати, рельефа, изготовления пластических деталей).
Гарднер получал заказы от Императорского двора на изготовление орденских сервизов (Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского, св. князя Владимира), "Собственного" столово-десертного сервиза для будущего императора Павла I. В 1829 году на Первой публичной выставке российских изделий (Петербург) большая амфорообразная ваза с видом на столичный Большой театр публично подтвердила высокое качество продукции Гарднера, хотя изготовление ваз не было ведущим на заводе.
Но все-таки важнейшими направлениями в работе завода был выпуск повседневного фарфора, виртуозно украшавшегося букетами цветов, изготовление "именных" чашек с родовыми гербами и монограммами, чашек с портретами героев Отечественной войны 1812 года, "военных" тарелок (по гравюрам с рисунков французских художников), копирование уже апробированных европейским рынком образцов фигурных сосудов и кукол, а также создание собственных национальных сюжетов и образов горожан (по гравюрам из издания "Волшебный фонарь", 1817–1818). Выразительность вытянутых, стройных фигурок во многом определяла их роспись синей, зеленой и золотой красками. В 1820-х фабрика Гарднера занимала первое место в России по количеству и разнообразию выпускаемых миниатюрных статуэток и играла значительную роль в развитии отечественной фарфоровой промышленности. Но к началу 1890-х годов производство по многим причинам оказалось неконкурентоспособным, и в 1892 завод был продан "Товариществу М. С. Кузнецова".
Выпуском фарфоровых "кукол" завод Гарднера занимался на протяжении всей своей деятельности. Скульпторы начинали с копирования моделей немецких заводов, позже мастера стали создавать фигуры сами. В конце XVIII – начале XIX века сбитенщик был популярен в России, он становился не редко даже героем театральных спектаклей. Сбитнем торговали на базарах, ярмарках, в трактирах, чайных, на улицах. Русский люд в любое время года с удовольствием употреблял взбитый из мёда, воды, лечебных трав и пряностей напиток, как согревающий, противовоспалительный, так и утоляющий жажду. К большим достижениям мастеров фарфора этого времени следует отнести использование кобальтового покрытия на фигуре. Равномерность интенсивности синего цвета, а также использование черного цвета и позолоты свидетельствует о большом умении мастера в создании образа популярного торговца старинным напитком.
Фарфоровый завод в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии основан в 1766 обрусевшим англичанином, банкиром Францем Яковлевичем Гарднером. Предприниматель вместе со своими сыновьями и помощником И. -Г. Миллером изучал производство лучших заводов Европы. Подготовкой живописцев занимался приглашенный немец И. Кестнер. Гарднеровский фарфор уже в XVIII веке по качеству выпускаемой продукции и ее художественному уровню конкурировал с императорским и cтолетие спустя стал объектом для подражания многих частных заводов. Гарднеровские мастера владели самыми различными приемами декорировки фарфора (подглазурная/надглазурная росписи, техники печати, рельефа, изготовления пластических деталей).
Гарднер получал заказы от Императорского двора на изготовление орденских сервизов (Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского, св. князя Владимира), "Собственного" столово-десертного сервиза для будущего императора Павла I. В 1829 году на Первой публичной выставке российских изделий (Петербург) большая амфорообразная ваза с видом на столичный Большой театр публично подтвердила высокое качество продукции Гарднера, хотя изготовление ваз не было ведущим на заводе.
Но все-таки важнейшими направлениями в работе завода был выпуск повседневного фарфора, виртуозно украшавшегося букетами цветов, изготовление "именных" чашек с родовыми гербами и монограммами, чашек с портретами героев Отечественной войны 1812 года, "военных" тарелок (по гравюрам с рисунков французских художников), копирование уже апробированных европейским рынком образцов фигурных сосудов и кукол, а также создание собственных национальных сюжетов и образов горожан (по гравюрам из издания "Волшебный фонарь", 1817–1818). Выразительность вытянутых, стройных фигурок во многом определяла их роспись синей, зеленой и золотой красками. В 1820-х фабрика Гарднера занимала первое место в России по количеству и разнообразию выпускаемых миниатюрных статуэток и играла значительную роль в развитии отечественной фарфоровой промышленности. Но к началу 1890-х годов производство по многим причинам оказалось неконкурентоспособным, и в 1892 завод был продан "Товариществу М. С. Кузнецова".