Для майданских "тарарушек" характерны строгие, простые токарные формы предметов – цилиндрические коробки разных размеров, солонки в виде яблока, грибы-копилки, матрешки, погремушки, свистульки-птички. Формы их всегда округлы, что обусловлено токарным способом изготовления, а роспись удивительно увязана с формой и вкомпонована в отведенные ей поверхности. Роспись исполняется двумя способами. В основе одного – рисунок пером черной тушью, так называемая наводка. Ею создаются контуры композиции, которую затем расписывают в несколько приемов. Другой способ состоит в письме без контура, плотными мазками краски не только по крахмальному грунту, но и по цветным фонам. В росписи преобладают растительный орнамент и пейзажи. Крупные розы и маки соседствуют с мелкими веточками с бутонами и ягодами.
В 1920-х годах в Вознесенском районе Горьковской области, в большом селе Полховский Майдан потомственные токари перешли на выделку игрушек „тарарушек“, поначалу украшенных способом выжигания. Лишь в 1930-е годы стали делать игрушки с росписью анилиновыми красками на крахмальном грунте. И сегодня в селе занимаются игрушкой – мужчины точат, а женщины и дети расписывают.
Для майданских „тарарушек“ характерны строгие, простые токарные формы предметов – цилиндрические коробки разных размеров, солонки в виде яблока, грибы-копилки, матрешки, погремушки, свистульки-птички. Формы их всегда округлы, что обусловлено токарным способом изготовления, а роспись удивительно увязана с формой и вкомпонована в отведенные ей поверхности. Роспись исполняется двумя способами. В основе одного – рисунок пером черной тушью, так называемая наводка. Ею создаются контуры композиции, которую затем расписывают в несколько приемов. Другой способ состоит в письме без контура, плотными мазками краски не только по крахмальному грунту, но и по цветным фонам. В росписи преобладают растительный орнамент и пейзажи. Крупные розы и маки соседствуют с мелкими веточками с бутонами и ягодами. Их рисунок скор и динамичен.
„Пейзажи майданских красильщиц передают сельские идиллии с домиками среди кустов и деревьев, прудами и речками перед ними, парочками в лодках. Эти композиции своей наивной простотой и непосредственностью напоминают детские рисунки. Но они исполнены в той же манере энергичной скорописи, которая присуща всей майданской росписи. Розово-малиновые, фиолетовые, синие, зеленые и желтые краски соединяются в неповторимую звонкую и ликующую гамму, выделяющую майданский промысел среди всех прочих“. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).
Strict simple turning forms of objects - cylindrical boxes of different sizes, salt cellars in the form of an apple, moneyboxes designed as mushrooms, matryoshkas , rattles, whistle-birds are typical for Maidan toys that are called with a special word “taratushki". Their forms are always round, which is caused by the turning method of production, and their painting is amazingly connected with the shape and placed in the areas that are assigned to it.
Painting is performed in two ways.
At the heart of one method is a pen drawing with black ink. It creates contours of the composition, which is then painted in several steps. Another way is a non-contour painting with dense strokes of paint, not only on starchy ground, but also on coloured backgrounds. Floral ornamentation and landscapes are predominate in the painting. The masters depict large roses and poppies along with small twigs, buds and berries.
В 1920-х годах в Вознесенском районе Горьковской области, в большом селе Полховский Майдан потомственные токари перешли на выделку игрушек „тарарушек“, поначалу украшенных способом выжигания. Лишь в 1930-е годы стали делать игрушки с росписью анилиновыми красками на крахмальном грунте. И сегодня в селе занимаются игрушкой – мужчины точат, а женщины и дети расписывают.
Для майданских „тарарушек“ характерны строгие, простые токарные формы предметов – цилиндрические коробки разных размеров, солонки в виде яблока, грибы-копилки, матрешки, погремушки, свистульки-птички. Формы их всегда округлы, что обусловлено токарным способом изготовления, а роспись удивительно увязана с формой и вкомпонована в отведенные ей поверхности. Роспись исполняется двумя способами. В основе одного – рисунок пером черной тушью, так называемая наводка. Ею создаются контуры композиции, которую затем расписывают в несколько приемов. Другой способ состоит в письме без контура, плотными мазками краски не только по крахмальному грунту, но и по цветным фонам. В росписи преобладают растительный орнамент и пейзажи. Крупные розы и маки соседствуют с мелкими веточками с бутонами и ягодами. Их рисунок скор и динамичен.
„Пейзажи майданских красильщиц передают сельские идиллии с домиками среди кустов и деревьев, прудами и речками перед ними, парочками в лодках. Эти композиции своей наивной простотой и непосредственностью напоминают детские рисунки. Но они исполнены в той же манере энергичной скорописи, которая присуща всей майданской росписи. Розово-малиновые, фиолетовые, синие, зеленые и желтые краски соединяются в неповторимую звонкую и ликующую гамму, выделяющую майданский промысел среди всех прочих“. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).