Рашетт Жак-Доминик

Граф П.А. Румянцев-Задунайский


Год создания: 1793

Размер: 87 x 38 x 36

Техника: Мрамор


На ребре основания краской надпись: Румянцевъ ужасенъ для Порты горделив[ой], [п]од лавромъ онъ [великъ, великъ] и подъ оливой.

Румянцев-Задунайский Петр Александрович (1725, Москва – 1796, с. Ташани Полтавской губ.) - полководец, генерал-фельдмаршал. Родился в семье генерал-аншефа. Ребенком был записан рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк. До 14 лет обучался дома. В 1739 г. был прикомандирован к русскому посольству в Берлине, но вскоре выяснилось, что Румянцев "к гражданской службе склонности не имеет". Возвращенный в Петербург в 1740 г., Румянцев был определен в сухопутный кадетский корпус, который вскоре покинул, "пользуясь пребыванием отца в чужих краях". В 1743 г. вместе с отцом был в Швеции и привез в Петербург выгодный для России Абоский мирный договор, за что был произведен в полковники, а затем получил вместе с отцом графский титул. В дальнейшем продвигался по службе не благодаря связям, а за счет серьезной работы и собственных талантов. В начале Семилетней войны 1756–63 гг. Румянцев успешно переформировал русскую конницу. В 1757 г. умелыми действиями решил исход сражения при Гросс-Егерсдорфе. Отлично обучив вверенных ему кирасиров, Румянцев в сражении при Кунерсдорфе выдвинулся в число лучших командиров. В 1761 г. впервые применил батальонные колонны для нанесения противнику быстрого мощного удара, создал легкие батальоны и использовал в бою тактику рассыпного строя при осаде и взятии прусской крепости Кольберг, защищавшей подступы к Берлину, что было новым словом в военном искусстве второй половины XVIII в. В 1761 г. вступивший на престол Петр III, заключив мир с Пруссией, произвел Румянцева в генерал-аншефы и поставил командующим армией в войне с Данией, не успевшей начаться из-за совершенного дворцового переворота Екатерины II. В 1764 г. был назначен генерал-губернатором Украины. Выполняя волю Екатерины II, Румянцев проводил имперскую политику ликвидации автономии и усиления крепостничества в Малороссии.
Заботясь об усилении могущества России и укреплении ее южных границ, Румянцев считал необходимым продвинуть их к Черному морю, Бугу и Днестру. Во время русско-турецкой войны 1768–74 гг. проводил активные наступательные действия. В 1770 г. одержал блистательные победы при Рябой Могиле, Ларге, Кагуле, заслужив чин генерал-фельдмаршала и восторженное письмо Фридриха II: "Полная победа, которую одержали вы над турецкой армией, приносит вам тем более славы, что успех ее был плодом вашего мужества, благоразумия и деятельности". В 1774 г. успешные действия в Болгарии и наступление на Шумлу, где были сосредоточены главные турецкие силы, заставил противника "заключить без отлагательства вечный мир", названный Кючук-Кайнарджийским. Почетное наименование "Задунайский", назначение главным начальником всей регулярной кавалерии русской армии, чины и заслуги не смогли соперничать с возвышением Г. А. Потемкина, и Румянцев-Задунайский стал командующим лишь номинально, не покидая своего имения. Военные идеи Румянцева, изложенные им в "Инструкции" (1761), "Обряде службы" (1770), "Мыслях" (1777), сыграли важную роль в реорганизации русской армии, в развитии отечественного военного искусства.

Рашетт Жак-Доминик
1744, Монпелье – 1809, Санкт-Петербург
Array

Скульптор, модельмейстер фарфоровой пластики.

Обучался в Копенгагенской Королевской академии художеств, у Ж. -Ф. -Ж. Сали. В 1766 занимался в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1771 прислал в петербургскую Императорскую Академию художеств статую «Юпитер-громовержец» (1770, Русский музей), за которую получил звание назначенного. В 1773–1777 жил в поместье Вандсбек близ Гамбурга, исполняя по заказам графа Х. -К. Шиммельмана монументальную и декоративную скульптуру. В 1779 был приглашен князем А. А. Вяземским в Петербург на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода. Среди многочисленных композиций, выполненных по его моделям, особенно значимо настольное украшение «Арабескового» сервиза (1784), состоящее из аллегорических групп, прославляющих царствование Екатерины II. В фарфоре и бисквитной массе он делал также портретные изображения, особое распространение получили бюсты и барельефы Екатерины II, Павла I, Александра I и других членов императорской семьи. Работая в области монументальной скульптуры, создал статую «Екатерина II в образе богини Кибелы» (1788, не сохранилась), памятник генерал-фельдмаршалу графу П. А. Румянцеву-Задунайскому (1793, не сохранился, уменьшенное авторское повторение в мраморе – Русский музей), многофигурное надгробие канцлера А. А. Безбородко (1803, Александро-Невская лавра). Занимался декоративной пластикой, сотрудничая с Дж. Кваренги, Ч. Камероном, А. Н. Воронихиным. Выполнил скульптурное убранство холодной бани с Агатовым павильоном в Царском селе (середина 1780-х), статуи «Юнона», «Юпитер», «Галатея» и две парные группы «Наяда с тритоном» для большого каскада в Петергофе (1800–1806), монументальные рельефы для фасадов и интерьера Казанского собора (1806–1809). Приобрел известность как портретист, исполнив, в частности, бюсты П. А. Демидова, Л. Эйлера Г. Р. и Е. Я. Державиных, медальоны Л. Эйлера, И. Г. и А. А. Чернышевых, С. И. Плещеева и других. В 1784 был избран почетным членом берлинской Королевской Академии художеств.

Rachett Jacques Dominique

Count Pyotr Rumyantsev-Zadunaisky


Technique: Marble


Pyotr Rumyantsev-Zadunaisky (Trans-Danubian) (1725, Moscow – 1796, village of Tahsany in the Poltava Province), a talented Russian commander and field-marshal.

In the beginning of the Seven Year’s War of 1756-63 Rumyantsev reformed the Russian Cavalry very successfully. In 1757 he won the battle at Gross-Jägersdorf by skilled actions and at the battle at Kunersdorf he emerged as one of the best commanders. His defeat of the Turks at Larga and Kagula in 1770 led to the conclusion of the Küçük Kaynarca Treaty in 1774 which was profitable for Russia. Rumyantsev was awarded the title Trans-Danubian and rose to the rank of Field-Marshal. The military ideas of Rumyantsev played an important role in the reorganisation of the Russian Army and in the development of national military science.

Rachett Jacques Dominique
1744 Montpellier - 1809 St. Petersburg
Array

Скульптор, модельмейстер фарфоровой пластики.

Обучался в Копенгагенской Королевской академии художеств, у Ж. -Ф. -Ж. Сали. В 1766 занимался в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1771 прислал в петербургскую Императорскую Академию художеств статую «Юпитер-громовержец» (1770, Русский музей), за которую получил звание назначенного. В 1773–1777 жил в поместье Вандсбек близ Гамбурга, исполняя по заказам графа Х. -К. Шиммельмана монументальную и декоративную скульптуру. В 1779 был приглашен князем А. А. Вяземским в Петербург на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода. Среди многочисленных композиций, выполненных по его моделям, особенно значимо настольное украшение «Арабескового» сервиза (1784), состоящее из аллегорических групп, прославляющих царствование Екатерины II. В фарфоре и бисквитной массе он делал также портретные изображения, особое распространение получили бюсты и барельефы Екатерины II, Павла I, Александра I и других членов императорской семьи. Работая в области монументальной скульптуры, создал статую «Екатерина II в образе богини Кибелы» (1788, не сохранилась), памятник генерал-фельдмаршалу графу П. А. Румянцеву-Задунайскому (1793, не сохранился, уменьшенное авторское повторение в мраморе – Русский музей), многофигурное надгробие канцлера А. А. Безбородко (1803, Александро-Невская лавра). Занимался декоративной пластикой, сотрудничая с Дж. Кваренги, Ч. Камероном, А. Н. Воронихиным. Выполнил скульптурное убранство холодной бани с Агатовым павильоном в Царском селе (середина 1780-х), статуи «Юнона», «Юпитер», «Галатея» и две парные группы «Наяда с тритоном» для большого каскада в Петергофе (1800–1806), монументальные рельефы для фасадов и интерьера Казанского собора (1806–1809). Приобрел известность как портретист, исполнив, в частности, бюсты П. А. Демидова, Л. Эйлера Г. Р. и Е. Я. Державиных, медальоны Л. Эйлера, И. Г. и А. А. Чернышевых, С. И. Плещеева и других. В 1784 был избран почетным членом берлинской Королевской Академии художеств.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library