Румянцев-Задунайский Петр Александрович (1725–1796) — генерал-фельдмаршал, командующий одной из русских армий во время русско-турецкой войны (1768–1774), получивший после ее победного окончания почетное наименование Задунайский. Генерал-губернатор Малороссии.
Необычайно интересна история памятника генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву-Задунайскому, который в 1866 году появился на площади города Глухова Черниговской губернии. Изначально, в конце XVIII века, он стоял в парке малороссийского имения графа П. В. Завадовского «Ляличи» в ротонде Храма благодарности. Над созданием почти двухметровой бронзовой статуи в течение нескольких лет работал в Петербурге скульптор Ж.-Д. Рашетт. Ее завершение относится к 1793 году, тогда же было сделано уменьшенное повторение в мраморе, которое сразу вошло в знаменитое художественное собрание графа А. С. Строганова; в 1930 году оно было передано из Строгановского дворца-музея в Русский музей. Бронзовый монумент во время второй мировой войны был уничтожен, и ныне лишь старые фотографии и тщательно исполненная авторская реплика (обычно показываемая в музейной экспозиции среди произведений «россики») дают возможность широкому зрителю познакомиться с первым в истории русской монументальной пластики не конным, а пешим памятником российскому полководцу. Елена Карпова. Вступительная статья // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 6.
Небольшая мраморная статуя, поступившая в Русский музей в 1930 году из Строгановского дворца-музея, представляет собою уменьшенное авторское повторение монументальной бронзовой фигуры Румянцева-Задунайского, исполненной Ж.-Д. Рашеттом для графа П. В. Завадовского, который 12 апреля 1793 года в письме графу С. Р. Воронцову писал: «Похвалюсь тебе, мой друг, добрым делом. Лет несколько работали и отливали по моему заказу бронзовую большую статую фельдмаршала Румянцева. Производил оную здесь находящийся художник Рашет. Вышла прекрасно в отделке, и образ его довольно похож. Я не хотел выставить оную здесь на показ всем, чтоб не протолковали укоризною, а отправил в мою малороссийскую деревню, где приготовлен для нее храм, чтобы воздвигнуть памятник благодарности моей к благодетелю»1.
Эта статуя, изображавшая П. А. Румянцева в образе античного воина, с множеством аллегорических атрибутов, создавалась по программе Н. А. Львова и стала одним из наиболее характерных памятников эпохи русского Просвещения. Поэт И. И. Дмитриев, принадлежавший к ближайшему окружению Г. Р. Державина, опубликовал в 1795 году оду «К бронзовой статуе Графа Румянцева, воздвигнутой Завадовским на его даче».
К середине XIX века, когда знаменитые в свое время Ляличи, меняя владельцев, постепенно пришли в полное запустение, скульптура оказалась вывезенной в смоленскую губернию, где ее и приобрел в 1865 году черниговский губернатор князь С. П. Голицын. Он подарил статую городу Глухову, бывшей резиденции генерал-губернатора Малороссии. «Глуховский городской голова изъявил готовность принять на свой счет устройство приличного пьедестала под статую, а городское общество вызвалось сделать чугунную решетку на сумму, собранную по подписке» 2. Так на Соборной площади этого города появился памятник П. А. Румянцеву-Задунайскому, запечатленный на старых фотографиях. Одну из них поместил в своей книге Г. К. Лукомский, вскользь заметив: «Конечно, не унылая, заросшая крапивой площадь уездного городка — место для такого монумента» 3. В послереволюционные годы статую перенесли к зданию краеведческого музея, во время войны 1941–1945 годов она была утрачена.
Мраморная статуя, более 100 лет находившаяся в фамильной коллекции графов Строгановых и ныне хранящаяся в Русском музее, долгое время считалась единственным «напоминанием» о монументальном произведении Рашетта. Однако не так давно выяснилось, что до наших дней дошел еще один уменьшенный вариант фигуры, отлитый в бронзе известным литейщиком Императорской Академии художеств Э. Гастклу. По всей видимости, именно это повторение некогда принадлежало сыновьям полководца, а в 1832 году графом С. П. Румянцевым было принесено в дар Первому сухопутному шляхетному кадетскому корпусу (ныне — в частном собрании)4. Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 16.
1. Архив князя Воронцова. Т. 12. М., 1877. С. 84. Подробнее об истории памятника см.: Карпова Е. В. Памятник П. А. Румянцеву-Задунайскому (материалы к изучению творчества Ж.-Д. Рашетта) // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1984. Л., 1986. С. 310–319.
2. РГИА, ф. 1293. Оп. 76. 1866, Д. 116, л. 2.
3. Лукомский Г. К. Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Ч. 1. Пг., б. г. С. 285.
4. Это бронзовое повторение статуи было опубликовано: Карпова Е. Бронзовая модель памятника П. А. Румянцеву-Задунайскому // Пинакотека. 2002. № 13–14. С. 268–269.
На ребре основания краской надпись: Румянцевъ ужасенъ для Порты горделив[ой], [п]од лавромъ онъ [великъ, великъ] и подъ оливой.
На тыльной стороне основания подпись и дата: Rachette fecit 1793
Скульптор, модельмейстер фарфоровой пластики.
Обучался в Копенгагенской Королевской академии художеств, у Ж. -Ф. -Ж. Сали. В 1766 занимался в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1771 прислал в петербургскую Императорскую Академию художеств статую «Юпитер-громовержец» (1770, Русский музей), за которую получил звание назначенного. В 1773–1777 жил в поместье Вандсбек близ Гамбурга, исполняя по заказам графа Х. -К. Шиммельмана монументальную и декоративную скульптуру. В 1779 был приглашен князем А. А. Вяземским в Петербург на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода. Среди многочисленных композиций, выполненных по его моделям, особенно значимо настольное украшение «Арабескового» сервиза (1784), состоящее из аллегорических групп, прославляющих царствование Екатерины II. В фарфоре и бисквитной массе он делал также портретные изображения, особое распространение получили бюсты и барельефы Екатерины II, Павла I, Александра I и других членов императорской семьи. Работая в области монументальной скульптуры, создал статую «Екатерина II в образе богини Кибелы» (1788, не сохранилась), памятник генерал-фельдмаршалу графу П. А. Румянцеву-Задунайскому (1793, не сохранился, уменьшенное авторское повторение в мраморе – Русский музей), многофигурное надгробие канцлера А. А. Безбородко (1803, Александро-Невская лавра). Занимался декоративной пластикой, сотрудничая с Дж. Кваренги, Ч. Камероном, А. Н. Воронихиным. Выполнил скульптурное убранство холодной бани с Агатовым павильоном в Царском селе (середина 1780-х), статуи «Юнона», «Юпитер», «Галатея» и две парные группы «Наяда с тритоном» для большого каскада в Петергофе (1800–1806), монументальные рельефы для фасадов и интерьера Казанского собора (1806–1809). Приобрел известность как портретист, исполнив, в частности, бюсты П. А. Демидова, Л. Эйлера Г. Р. и Е. Я. Державиных, медальоны Л. Эйлера, И. Г. и А. А. Чернышевых, С. И. Плещеева и других. В 1784 был избран почетным членом берлинской Королевской Академии художеств.
Pyotr Rumyantsev-Zadunaisky (Trans-Danubian) (1725, Moscow – 1796, village of Tahsany in the Poltava Province), a talented Russian commander and field-marshal.
In the beginning of the Seven Year’s War of 1756-63 Rumyantsev reformed the Russian Cavalry very successfully. In 1757 he won the battle at Gross-Jägersdorf by skilled actions and at the battle at Kunersdorf he emerged as one of the best commanders. His defeat of the Turks at Larga and Kagula in 1770 led to the conclusion of the Küçük Kaynarca Treaty in 1774 which was profitable for Russia. Rumyantsev was awarded the title Trans-Danubian and rose to the rank of Field-Marshal. The military ideas of Rumyantsev played an important role in the reorganisation of the Russian Army and in the development of national military science.
Скульптор, модельмейстер фарфоровой пластики.
Обучался в Копенгагенской Королевской академии художеств, у Ж. -Ф. -Ж. Сали. В 1766 занимался в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1771 прислал в петербургскую Императорскую Академию художеств статую «Юпитер-громовержец» (1770, Русский музей), за которую получил звание назначенного. В 1773–1777 жил в поместье Вандсбек близ Гамбурга, исполняя по заказам графа Х. -К. Шиммельмана монументальную и декоративную скульптуру. В 1779 был приглашен князем А. А. Вяземским в Петербург на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода. Среди многочисленных композиций, выполненных по его моделям, особенно значимо настольное украшение «Арабескового» сервиза (1784), состоящее из аллегорических групп, прославляющих царствование Екатерины II. В фарфоре и бисквитной массе он делал также портретные изображения, особое распространение получили бюсты и барельефы Екатерины II, Павла I, Александра I и других членов императорской семьи. Работая в области монументальной скульптуры, создал статую «Екатерина II в образе богини Кибелы» (1788, не сохранилась), памятник генерал-фельдмаршалу графу П. А. Румянцеву-Задунайскому (1793, не сохранился, уменьшенное авторское повторение в мраморе – Русский музей), многофигурное надгробие канцлера А. А. Безбородко (1803, Александро-Невская лавра). Занимался декоративной пластикой, сотрудничая с Дж. Кваренги, Ч. Камероном, А. Н. Воронихиным. Выполнил скульптурное убранство холодной бани с Агатовым павильоном в Царском селе (середина 1780-х), статуи «Юнона», «Юпитер», «Галатея» и две парные группы «Наяда с тритоном» для большого каскада в Петергофе (1800–1806), монументальные рельефы для фасадов и интерьера Казанского собора (1806–1809). Приобрел известность как портретист, исполнив, в частности, бюсты П. А. Демидова, Л. Эйлера Г. Р. и Е. Я. Державиных, медальоны Л. Эйлера, И. Г. и А. А. Чернышевых, С. И. Плещеева и других. В 1784 был избран почетным членом берлинской Королевской Академии художеств.